Порицаемое, случающееся в женских именах
Отрывок из лекции шейха Мухаммада бин Салиха аль-Мунаджжида «Имена, куньи и прозвища»
Подтема: порицаемое, случающееся в женских именах
перевод:
Братья, что касается имен девочек, тоговорите об этом без стеснения. В них произошли злоупотребления,изменения и отдаление от исламских адабов и наставления нашего пророкаМухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Мывидим, что некоторые люди называют свою дочь удивительным именем, срединих те, кто называют ее Фитна или Фатен, ведь известно, что фитна(«смута») — зло, и что посланник Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, прибегал к защите Аллаха от нее, но они называют этимиименами. И до того, как я процитирую вам некоторые распространенныемежду людьми имена девочек, я объясню одну вещь, которую мне напомнилнаш разговор о новшестве открытия Къуръана для того, чтобы дать имямальчикам или девочкам. Некоторые братья говорят: «Воистину, в Коране —прекрасные имена, как, например, Марьям, Каусар и т.д.». Я говорю дляобъяснения: мы не говорим, что плохо называть именами, которые есть вКоране, как Марьям, более того, это очень достойно, но мы критикуемэтот путь, которым люди дают имена своим сыновьям или дочерям: путь, ане само имя. Открытие Къуръана для имянаречения было неизвестно вовремена салафов, да смилуется над ними Аллах, это близко к бидъа.Человек может вспоминать по памяти и выбирать хорошее имя из имен,которые есть в Коране, особенно это имя действительно хорошее, но неделать из этого церемонию, и ему не обязательно, как делают некоторые,если они не найдут ничего, называть ребенка просто Ая. Если это хорошееимя, то ему не вредит то, что оно из Корана, напротив, это для негохорошо. Хорошо брать за образец имена пророков и благочестивых людей,живших до нас — называть детей их именами, как мы уже об этом говорили.Некоторые люди в сфере имянаречения девочек берут и заимствуют имена отневерных. Вот вам группа реальных имен, которыми назвали дочерей в нашевремя отцы-мусульмане. Среди них есть те, кто называет свою дочь Сюзан,Салли, Магнолия, Майя, Хайди, Линда, Лара, Люсинда, Анжела, Глория,Диана и т.д. Посмотри на хадис посланника Аллаха, да благословит егоАллах и приветствует: «Вы обязательно последуете путямиваших предшественников: пядь за пядью, локоть за локтем. Даже если онивойдут в нору ящерицы, вы все равно последуете за ними». Люди спросили: «Посланник Аллаха, ты имеешь в виду иудеев и христиан?» Он ответил: «А кого же еще?» (Приводится у аль-Бухари и др).
И эти мусульмане сейчас последовали заиудеями и христианами в имянаречении детей, поэтому ты видишьмусульман, которые назвали своих дочерей подобными именами, а это именаженщин из числа неверных, дочерей неверных родителей. Необходимо, чтобымусульманин искал своему сыну или дочери арабское имя, красивое позначению, легкое в произношении, потому что имя — «символ», которыйпонесет на себе названный, будь он мужчиной или женщиной, он будетстроить отношения с людьми посредством его, и необходимо, чтобы онобыло благородным и красивым, а не таким, которое вызывает стыд и позор.Не нужно обращаться к именам неарабов, как делают это некоторые, когданазывают, например, Мирвет, Нариман, Ширихан, Нивин, Ширин и т.д.Подумай о тех, кого назвали Фифи или Мими — насколько глупое это имя ине имеет направленности на какое-либо значение. Подумай об этойженщине, когда она вырастет и станет матерью или бабушкой, а ее зовутМими. Как она будет выглядеть перед своими детьми или внуками, когдаони будут звать ее по этому имени. Некоторые люди очень недальновидны ине задумываются о будущем. Они подбирают имя, которое подходитмаленькому, новорожденному ребенку, оно ласково звучит, но они недумают, как это имя будет смотреться, когда он вырастет. Также ониговорят: «Имена кончились, и мы не находим подходящего имени, что намделать?»
Мы говорим: возвратитесь к книгам вашихпредков, возвратитесь к книгам, написанным учеными, посмотрите, какназывали свои дочерей сподвижники, как называли своих дочерей табиины,как называли своих дочерей последователи табиинов. При этом ты найдешьарабские имена с хорошим значением и мягким звучанием, которыми было быхорошо, чтобы отец называл свою дочь. Я предлагаю вам примеры. Из именмусульманок в прошлом: Амина, Аруа, Асма, Умама, Джумана, Умейма,Хакима, Хассана... Хассана — великое имя. Почему? Одна старая женщинапришла к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, онспросил ее об ее имени, и она сказала: «Джусама аль-Музания». Онсказал: «Нет, ты — Хассана». Посланник, да благословит его Аллах иприветствует, изменил имя Джусама на Хассана, обращался с ней сдобротой и уважением, подошел к ней, и ревность постигла нашу матьАишу, и она сказала: «О посланник Аллаха, я еще не видела, чтобы тыподходил к женщине так, как подошел к этой старой женщине. Кто она?» Ион, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ей, что она однаиз подруг Хадиджи и приходила к ним во времена Хадиджи.
Потом он, да благословит его Аллах иприветствует, сказал: «Лучшим образом выполнять обет — это от имана(веры)». Обращаться достойно с обладателем достоинства и по-доброму собладателями добра. Он вспомнил друзей прошлого, не забыл их: воистину,наилучшим образом выполнять обет — это от имана. Как же хорошо будет,если мусульманин назовет свою дочь Хассаной, как назвал посланникАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, эту женщину. Такжеимена: Амина, Аниса, Башира, Джамиля, Хамида, Халима, Хабиба, Хасана,Руфейда, Рукайя, Зейнаб, Рауда, Райхана, Сара, Саида, Сукейна, Сальма,Сумайя, Сахля, Шифа, Сафия, Аиша, Ясира, Умейра, Фадыля, Фатима,Любаба, Любна, Марьям, Муаза, Меймуна, Наиля, Нусейба, Хинд и другиеимена, которыми переполнены книги прошлого. Действительно ли кончилисьимена, что мы называем детей именами неверных, распутных женщин, певици ничтожеств? Вернитесь же, о мусульмане, к вашим исламским личностям.
Знайте, что эти вещи не поверхностные,мизерные или идейные, они имеют большое значение. Также есть имена,которые не годится давать никому, кроме Аллаха, ни по своемупроизношению, ни по значению, и недопустимо творению называтьсяподобными именами никогда: аль-Халикъ, ар-Разикъ, ар-Рахман — неважно,с «аль» в начале или без «аль» — недопустимо называть ими творение.