За что полагается смертная казнь в Исламе?
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Предписано вамвозмездие за убитых: свободный - за свободного, раб - за раба, женщина- за женщину» (аль-Бакъара 2: 178).
- Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Недозволено проливать кровь мусульманина, за исключением трех случаев:когда казнят женатого человека, совершившего прелюбодеяние; когдалишают жизнь за жизнь; и когда кто-нибудь отступается от своей религиии покидает общину». аль-Бухари 6878, Муслим 1676.
Хафиз Ибн Касир сказал: “Если кто-либо из людей совершит что-либо изперечисленного в хадисе, то никто не имеет право его убивать, кромеправителя или его заместителя!” См. “Тафсир Ибн Касир” 2/373.
Хафиз Ибн Раджаб писал: “Нет среди мусульман разногласий в том, чтоИслам в этих трех случаях дозволяет жизнь мусульманина,свидетельствующего, что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха,и что Мухаммад – посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”.См. “Джами‘уль-‘улюми уаль-хикам” 197.
Несмотря на то, что ученые в отношении других поступков, дозволяющихкровь мусульман, не были единогласны, все же есть достоверные хадисы,указывающие на другие деяния, дозволяющие жизнь мусульманина:
- Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если вы увидитетех, кто совершает грех народа Лута, то убейте и активного ипассивного!» Абу Дауд 4462, ат-Тирмизи 1/275. Хадис достоверный. См.“Ируауль-гъалиль” 2350.
В данном случае нет разницы, был ли женат совершивший подобную мерзость или нет.
- Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Убейте того, кто совокупится с животным, а также и это животное!»Ахмад 1/269, Абу Дауд 4464, ад-Даракъутни 1/341. Хадис достоверный. См.“Ируауль-гъалиль” 2348.
- Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если человеквыпьет вино, то подвергните его бичеванию. Если он снова выпьет, тоснова подвергните его наказанию. Если он опять выпьет, то опятьнакажите его. Но если он выпьет в четвертый раз, то отрубите емуголову!» Абу Дауд 2/473, Ибн Маджах, Ибн Хиббан 1519. Хадисдостоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1360.
Бичевание за употребление вина полагается тому, кто делает это открыто и кого в исламском государстве ловят пьяным.
Большинство ученых считало, что хадис о том, что человека, которогопоймали в четвертый раз пьяным, следует убить, является отмененным.Однако на отмену этого хадиса нет никакого доказательства, кроме словученых. Разве может быть так, что Аллах, обязавший Себя сохранить Своюрелигию, сделал так, что отмененный текст дошел до нас, а отменяющийего до нас не дошел?! Шейх аль-Альбани сказал: “Было сказано, чтоданный хадис отменен, однако на это нет доказательства, и это велениеимеет силу, как разъяснил это шейх Ахмад Шакир в примечании к«аль-Муснад» 9/49 имама Ахмада. Однако мы считаем, что это касаетсяназидания. Т.е. если правитель мусульман считает, что выпившего вчетвертый раз следует казнить, то его казнят, а если не считает, тонет. Но это не касается бичевания, поскольку бичеванию необходимоподвергать за каждое употребление вина! И это мнение выбрал шейх Ибналь-Къайим, да смилуется над ним Аллах”. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха”3/348.
- Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если выбудете давать присягу двум халифам, то убейте одного из них!» Муслим1853.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если вы будетеедины под руководством одного правителя, и придет тот, кто пожелаетрасколоть ваше единство, то убейте его, кто бы он ни был!» Муслим 1853.
В данных хадисах речь идет о законных правителях мусульман, а не о различных лидерах различных течений!
- Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) относительнохариджитов говорил: «Где бы вы их ни встретили, убивайте их, ибопоистине, убивший их в День воскрешения получит за это награду!»аль-Бухари 3611, Муслим 1066.
Опираясь на хадисы, в которых содержится веление убивать хариджитов,ученые дозволяли сражение с бунтовщиками и разбойниками. Подтверждениемна это служит также и аят Корана: «Воистину, те, которые сражаютсяпротив Аллаха и Его посланника и стремятся сотворить на земле нечестие,в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны бытьотсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны.Это будет для них позором в этом мире, а в Последней жизни для нихуготованы великие мучения» (аль-Маида 5: 33).
- Также в истории о человеке, которого пророк (мир ему и благословениеАллаха) повелел убить, но которого ‘Али не нашел. Сообщается, чтопосланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы онбыл сегодня убит, то из моей общины никогда бы не разногласили даже двачеловека!» Абу Я’ля 6/340, ад-Даракъутни 2/54, Ибн Абу ‘Асым 938. Хафизаль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Опираясь на этот хадис, имам Малик и другие ученые считали дозволеннымубийство приверженцев нововведений, которые призывали к своей ереси,чтобы избавить мусульман от их зла и смуты. После предоставления доводаприверженцу нововведений правитель мусульман может казнить его, еслитот не откажется от своих еретических воззрений. Этого мненияпридерживались многие имамы первых поколений. Так, например,сообщается, что правитель Халид ибн ‘Абдуллах аль-Къасри в деньЖертвоприношения казнил главу джахмитов аль-Джа‘да ибн Дирхама иобратился к мусульманам со следующими словами: “О мусульмане,совершайте свое жертвоприношение, я же свое уже совершил, ибо я зарезалДжа‘д ибн Дирхама, который говорил, что Аллах не делал Ибрахима Себевозлюбленным и что Аллах не разговаривал с Мусой!” аль-Бухари в“Халькъуль-аф‘аль” 29, аз-Захаби в “ас-Сияр” 5/432.
- Также в хадисе пришло: «Колдун наказывается ударом меча». Однакоученые единогласны в том, что данный хадис является слабым. См.“Тухфатуль-мухтадж” 2/447, “Фатхуль-Бари” 10/236.
Имам ат-Тирмизи и аз-Захаби сказали: “Достоверно то, что эти словапринадлежат не пророку (мир ему и благословение Аллаха), а сподвижникуДжундубу”. См. «аль-Джами‘» 2/132, «аль-Кабаир» 78.
Баджаля ибн Абада рассказывал: “Умар ибн аль-Хаттаб издал указ убиватькаждого колдуна и колдунью, и мы казнили троих”. Ахмад 1/190, Абу‘Убайд 1/35. Иснад достоверный.
Сообщается также от Хафсы, что она повелела казнить свою рабыню,которая заколдовала ее, и та была казнена. ‘Абдуллах ибн Ахмад в“аль-Масаиль” 1543. Иснад достоверный.
Мнение о том, что колдуна, чья колдовская деятельность достоверноустановлена, в исламском государстве необходимо казнить, являетсясильным. То, что ‘Умар издал приказ убивать колдунов и то, что никто изсподвижников не возразил ему, указывает на их одобрение этого.
- Некоторые маликитские ученые и ханбалитский имам Ибн ‘Акъильговорили, что дозволено казнить шпиона-мусульманина, который передаеттайны мусульман неверным. В качестве довода они приводили хадис оХатыбе ибн Абу Бальта‘а, который перед покорением Мекки написалкурайшитам письмо, в котором предупреждал их о планах пророка (мир емуи благословение Аллаха). И когда ‘Умар сказал: “О посланник Ал-лаха,позволь мне отрубить ему голову!”, пророк (мир ему и благословениеАллаха) не возразил на эти его слова, а лишь сказал: «Поистине, онучастник битвы при Бадре». аль-Бухари 4890, Муслим 2494.
Хафиз Ибн Раджаб писал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) несказал: «Хатыб не совершил того, что делает его жизнь дозволенной»,однако он указал на причину, которая являлась препятствием для егоубийства, а это – участие в битве при Бадре. А Аллах Всевышний простилгрехи участникам Бадра. Но эта причина после них не действует ни накого”. См. “Джами‘уль-‘улюми уаль-хикам” 201.
Однако следует отметить, что казнь мусульманина, помогавшего неверным,не указывает на то, что он становится неверным. Неверным становитсятолько тот, кто помогает неверным против мусульман, желая победы надистиной и одобряя неверие. Но если подобное совершалось ради мирскойвыгоды, то это не является неверием, но является большим грехом! Имамаль-Къуртуби сказал: “Тот, кто сообщает тайны мусульман их врагам из-замирской выгоды, не становится неверным, если вероубеждение его остаетсяправильным. Именно таким был поступок Хатыба, который не желалвероотступничества”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 12/52.
Хафиз Ибн Касир также сказал: “Посланник Аллаха (мир ему иблагословение Аллаха) принял оправдание Ха-тыба, когда узнал, что Хатыбсделал это по причине своего имущества и детей, которые находились укурайшитов”. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/410.
Также все четыре имама единогласны в том, что шпион, который выдаеттайны мусульман, преследуя мирские цели, не становится из-за этогоневерным, и с их мнением были абсолютно согласны шейхуль-Ислам ИбнТаймия и его ученик Ибн аль-Къайим. См. “ас-Сарим аль-маслюль” 2/372,“Задуль-ма’ад” 3/432.
- Также ученые единогласны в том, что сознательно ругающий Аллаха и Егопосланника (мир ему и благословение Аллаха), или же кого-либо изпосланников заслуживает смертной казни. Ибн ‘Умар рассказывал:“Однажды, когда ‘Умар узнал о человеке, который поносил посланникаАллаха (мир ему и благословение Аллаха), он пришел к нему и убил его,после чего сказал: «Убейте того, кто будет поносить посланника Аллахаили кого-либо из пророков!»” аль-Асбахани в “Амаль”, иснад достоверный.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Тот, кто ругает кого-либо изпророков, заслуживает смертной казни по единодушному мнению мусульман!”См. “аль-Джауабу-ссахих” 2/371.
Это и есть тексты Корана и Сунны, а также предания от сподвижников,указывающие на слова и поступки, делающие кровь мусульманинадозволенной. Но каждый частный случай должен тщательно рассматриваться.Все эти тексты, как говорил хафиз Ибн Раджаб, входят в упомянутыйхадис: «Не дозволено проливать кровь мусульманина, за исключением трехслучаев: когда казнят женатого человека, совершившего прелюбодеяние;когда лишают жизнь за жизнь; и когда кто-нибудь отступается от своейрелигии и разделяет общину». аль-Бухари 6878, Муслим 1676.
Также относительно данной темы встречаются несколько хадисов: «Убейтетого, кто ударил своего отца», а также: «Вора, укравшего в пятый раз,следует казнить».
Однако эти хадисы недостоверные и как аргумент неприемлемы.
Необходимо отметить, что не каждый человек имеет право приводить вдействие наказание, а имеет на это право только правитель мусульман висламской стране, и делается это только с его разрешения. И в том, чтонаказание (хадд) может применить только правитель мусульман, нет средиученых никаких разногласий. Имам ан-Науауи сказал: “Ученые говорят:«Наказание за преступления не приводит в исполнение никто, кромеправителя мусульман»”. См. “Шарх сахих Муслим” 3/438.
Имам Ибн Муфлих сказал: “Запрещено устанавливать наказание (хадд)кому-либо, кроме правителя (имама) или его заместителя (наиб)”. См.«аль-Фуру’» 6/53.
Имам аль-Къуртуби сказал: “Нет разногласий в том, что воздаяние равнымза преступление (къысас) и уста-новление наказаний совершает толькоправитель”. См. «Тафсир аль-Къуртуби» 2/245-246.
Более того шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Тот, кого правительмусульман поставил управлять где-либо (мухтасиб), не имеет правасамостоятельно казнить или отрубать руки”. См. “Маджму’уль-фатауа”28/109.
Если даже человек, уполномоченный правителем мусульман, не имеет прававыносить решение о наказании, то что можно сказать о самовольномвынесении смертного приговора простыми людьми?!
См. примечание к работе "Какой же разум и религия могут назватьразрушения и взрывы джихадом?! О молодежь, опомнитесь!" Шейха‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббада.
Редакция сайта www.Toislam.com