Имам Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари. Его отречение от воззрений му'тазилитов

Полноеимя имама Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари – ‘Али, сын Исма‘ила, сына Исхака,сына Салима, сына Исма‘ила, сына ‘Абдуллаха, сына Мусы, сына Абу Барды,сына Абу Мусы аль-Аш‘ари. Он родился в 260 г.х.

Его жизньописали Абу аль-Касим ‘Али ибн аль-Хасан ибн Хибатуллах ибн ‘Асакирад-Димашки в книге “Табйин Кизб аль-Муфтари фима Нусиба иля Абиаль-Хасан аль-Аш‘ари” (“Изобличение лжи, приписываемой Абу аль-Хасануаль-Аш‘ари”), аль-Хатыб аль-Багдади в книге “Тарих Багдад” (“ИсторияБагдада”), Ибн Халкан в книге “Вафайат аль-А‘йан” (“Кончины знатныхлиц”), аз-Захаби в книге “Тарих аль-Ислам” (“История ислама”), ИбнКасир в книге “аль-Бидайа ва ан-Нихайа” (“Начало и завершение”),ас-Сабаки в книге “Табакат аш-Шафи‘ийа аль-Кубра” (“Большая книга опредставителях шафи‘итского толка”), Ибн Фархун аль-Малики в книге“ад-Дибадж аль-Музаххаб фи А‘йан Ахль аль-Мазхаб” (“Позолоченная парча,или книга о знатных представителях маликитского толка”), аль-Муртадааз-Зубейди в книге “Итхаф ас-Садат аль-Муттакин би Шарх Асрар Ихйа‘Улум ад-Дин” (“Дар богобоязненных старейшин с комментариями к книге“Возрождение наук о вере”) и т.д.

Приехав в Багдад, имам аль-Аш‘ари начал изучать хадисы у Закарийи ибнЙахйи ас-Саджи, одного из знатоков хадисов и мусульманского права. Онтакже учился у богословов Басры – Абу Халифы аль-Джумахи, Сахля ибнСарха, Мухаммада ибн Йа‘куба аль-Макари, ‘Абд ар-Рахмана ибн Халафа.Многие предания, рассказанные от их имени, он передал в своемтолковании священного Корана “аль-Мухтазан” (“Припасы”).Религиозно-философские взгляды он перенял от своего учителя, мужа своейматери Абу ‘Али аль-Джуббаи, который был богословом му‘тазилитскоготолка.

Ондостиг значительных высот и приобрел глубочайшие познания в областиму‘тазилистской философии, после чего стал на занятиях задавать своемуучителю вопросы, на которые не находил удовлетворительных ответов, иэто приводило его в замешательство.

Передают, что имамаль-Аш‘ари рассказывал: «Однажды ночью я усомнился в одном извоззрений, которых я придерживался. Я встал и совершил намаз из двухрак‘атов, в которых попросил Аллаха наставить меня на прямой путь.Затем я заснул, и во сне мне приснился Посланник Аллаха, мир ему иблагословение Аллаха. Я пожаловался ему на то, что со мной происходит,и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал мне: “Следуй моей Сунне!”Это заставило меня задуматься. Я стал сопоставлятьрелигиозно-философское учение с кораническими аятами и преданиями, итеперь я признаю то, что содержится в Коране и Сунне, и отвергаю всеостальное».

Абу Бакр Ахмад ибн ‘Али ибн Сабит, больше известныйкак аль-Хатыб аль-Багдади (скончался в 463 г.х.), писал: «Абу аль-Хасаналь-Аш‘ари – философ, автор многих книг и трудов, в которыхопровергаются воззрения еретиков, которые искажают имена и качестваАллаха, а также му‘тазилитов, рафидитов, джахмитов, хариджитови приверженцев других еретических толков... Му‘тазилиты горделивоподнимали голову до тех пор, пока всевышний Аллах не помог имамуаль-Аш‘ари одержать над ними верх, потому что он опроверг все ихдоводы». См. “Тарих Багдад”, т. 11, стр. 346.

ИбнФархун в своей книге “ад-Дибадж аль-Музаххаб” (“Позолоченная парча, иликнига о знатных представителях маликитского толка”) писал: «Абуаль-Хасан аль-Аш‘ари заслужил похвалу Абу Мухаммада ибн Абу Зейдааль-Киравани и других видных мусульманских богословов».

Ибналь-‘Имад аль-Ханбали в своей книге “Шазарат аз-Захаб” (“Крупинкизолота, или книга о великих людях прошлого”) писал: «Абу аль-Хасаналь-Аш‘ари прославил приверженцев Сунны Пророка и доставил многонеприятностей старейшинам му‘тазилитов и джахмитов.Он разъяснил истину, которую исповедовали люди, обладающие твердойверой и знаниями. И примером этого является беседа, которая состояласьмежду ним и его учителем аль-Джуббаи, в результате которой он сломалхребет всем еретикам и лицемерам.

Абу аль-Хасан аль-Аш‘ариспросил своего учителя Абу ‘Али аль-Джабани о трех братьях и сказал:“Один из них был верующим, праведным и богобоязненным человеком. Второйбыл неверующим, распутным и несчастным человеком. А третий былребенком. Случилось так, что они умерли. Что же произойдет с ними?”Аль-Джуббаи ответил: “Праведник попадет на одну из ступеней рая.Неверующий окажется на одной из ступеней ада. А что касается ребенка,то он окажется среди счастливых”. Аль-Аш‘ари спросил его: “Если этотребенок пожелает оказаться на одной ступени с праведником, позволят лиему сделать это?” Аль-Джуббаи сказал: “Нет! Потому что ему будетсказано, что его брат заслужил высокое место в раю благодаря своемуусердному поклонению, которого не совершил сам ребенок”. Аль-Аш‘арисказал: “А что будет, если он скажет, что совершил это упущение не посвоей вине, а потому что ему не отпустили достаточного жизненного срокаи не предоставили возможности поклоняться Аллаху?” Аль-Джуббаи ответил:“Великий и могучий Аллах ответит ему, что Ему было известно, что еслибы он прожил долгую жизнь, то совершал бы грехи и заслужил бымучительное наказание, и что Аллах поступил так ради его собственногоблага”. Тогда аль-Аш‘ари спросил: “А что будет, если его старший братспросит Господа миров, почему Он позаботился о его младшем брате, но непозаботился о нем самом, если Ему было ведомо?” Аль-Джуббаи не смогвозразить ему. В таком виде эту беседу пересказал Ибн Халкан, и этабеседа свидетельствует о том, что всевышний Аллах сам решает, когоосенить своей милостью, а кого подвергнуть наказанию». См. “Шазарат аз-Захаб фи А‘йан ман Захаб”, т. 2, стр. 303.

Таджад-Дин ас-Сабаки в книге “Табакат аш-Шафи‘ийа аль-Кубра” (“Большаякнига о представителях шафи‘итского толка”) писал: «Абу аль-Хасаналь-Аш‘ари является величайшим богословов среди приверженцев Сунныпосле имама Ахмада ибн Ханбаля. Он полностью разделял взгляды имамаАхмада, да смилостивится над ним Аллах, и в этом нет ни малейшегосомнения. Аль-Аш‘ари писал об этом в своих трудах и неоднократноповторял, что его религиозные убеждения совпадают с убеждениямиславного имама Ахмада ибн Ханбаля. Именно это высказывание шейха Абуаль-Хасана неоднократно повторяется в его трудах».

Достоинства изаслуги Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари настолько многочисленны, что мы не всостоянии перечислить их полностью в такой спешке. Всякий, ктоознакомится с трудами, которые он написал после того, как раскаялся вму‘тазилитской ереси, убедится в том, что всевышний Аллах помог емунайти прямой путь и сделал его защитником истины.

Ибн Фурак сказал, что Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари скончался в 324 г.х.

После этой небольшой выдержки из биографии имама аль-Аш‘ари, мы приведем доказательства того, что он действительно отрекся от му‘тазилитских воззрений. При этом мы будем опираться исключительно на достоверные источники. И да поможет нам Аллах!

Отречение имама аль-Аш‘ари от му‘тазилитских воззрений и возвращение к вероубеждениям первых мусульман

Сирийскийисторик Абу аль-Касим ‘Али ибн аль-Хасан ибн Хибатуллах ибн ‘Асакирад-Димашки (скончался в 571 г.х.) в книге “Табйин Кизб аль-Муфтари”(“Изобличение лжи, приписываемой Абу аль-Хасану аль-Аш‘ари”) писал:«Абу Бакр Исма‘ил ибн Абу Мухаммад ибн Исхак аль-Азди аль-Киравани,больше известный как Ибн ‘Азара, рассказывал, что Абу аль-Хасаналь-Аш‘ари был му‘тазилитом исорок лет придерживался воззрений му‘тазилитского толка. Он былвеличайшим богословом этого толка, а затем удалился от людей напятнадцать дней. После этого он вышел к людям и отправился вкафедральную мечеть Басры. После пятничного намаза он поднялся накафедру и сказал: “О люди! Меня не было с вами некоторое время, потомучто я размышлял над шариатскими текстами. Доводы казались мне одинаковоубедительными. Мне не удавалось отдать предпочтение истине перед ложьюи лжи перед истиной. Тогда я обратился ко всевышнему и всеблагомуАллаху и попросил Его наставить меня на прямой путь. Аллах наставилменя на путь, который я изложил в этих книгах. Я отказываюсь от своихпредыдущих воззрений, как отказываюсь от этой рубашки”. Он снял с себярубашку и бросил ее, а затем передал книги людям».

Среди нихбыла книга “аль-Лумаъ” (“Проблески”) и некоторые другие сочинения, окоторых мы скоро поговорим, если на то будет воля Аллаха. Когда знатокихадисов и мусульманского права из числа приверженцев Сунны исторонников единой мусульманской общины прочли его книги, они призналиего своим единомышленником и признали его право называться имамом. Егоавторитет был настолько велик, что название школы истинных приверженцевСунны было связано с его именем. В то же время му‘тазилитыстали относиться к нему так, как иудеи и христиане относятся к человекуписания, который обратился в ислам и стал изобличать недостаткивоззрений, от которых он отказался. Воистину, такой человек являетсясамым ненавистным для иудеев и христиан.

Что же касается Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари, то он стал самым ненавистным человеком для му‘тазилитов.Они принялись бранить его и сочинять о нем множество лживых рассказов.И тот факт, что Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари долгое время исповедовалму‘тазилитские воззрение, никоим образом не свидетельствует о егопадении и разложении. Напротив, каждый благоразумный человек можетубедиться в его глубоких познаниях в области основ веры и его высокомместе среди богословов.

Если человек отказывается отвоззрений, которые он прежде исповедовал, то он бывает лучше осведомлено слабостях этой школы и может более убедительно отвергать сомнительныедоводы ее приверженцев и изобличать скрываемые ими недостатки. Что жекасается людей, которые порицают его за это, то они похожи на того, ктопрепирался с одноглазым Харуном ибн Мусой.

Одноглазый Харун былиудеем, который обратился в ислам. Он стал праведным мусульманином,выучил наизусть Коран и изучил грамматику арабского языка. Однажды онвступил в полемику с неким человеком и одержал верх. Поверженныйсобеседник не знал, что делать, и сказал: “Ты был иудеем и принялислам!” Харун ответил: “А ты поступил очень плохо!” Тем самым Харунповерг его еще раз.

Знатоки хадисов были единодушны в том, чтоАбу аль-Хасан аль-Аш‘ари был одним из величайших знатоков хадисов,следовал путем своих предшественников и исповедовал воззрения, которыхпридерживались истинные приверженцы Сунны, а также опровергал различныеошибочные взгляды еретиков и заблудших. Его доводы были подобны мечу,который сокрушал воззрения му‘тазилитов, рафидитови прочих еретиков из числа заблудших мусульман и вероотступников. Авсякий, кто критиковал или бранил его, фактически бранил в его лицевсех приверженцев Сунны.

Еще одним богословом, которыйрассказывал об отречении имама аль-Аш‘ари от му‘тазилитского толка, былАбу аль-‘Аббас Шамс ад-Дин Ахмад ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Халканаш-Шафи‘и (скончался в 681 г.х.). В своей книге “Вафайат аль-А‘йан”(“Кончины знатных лиц”) он писал: «Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари был му‘тазилитом, но позднее раскаялся в этом». См. “Вафайат аль-А‘йан”, т. 2, стр. 446.

Обэтом также рассказывал ‘Имад ад-Дин Абу аль-Фада Исма‘ил ибн ‘Умар ибнКасир аль-Кураши ад-Димашки аш-Шафи‘и (скончался в 774 г.х.). В своейкниге “аль-Бидайа ва ан-Нихайа” (“Начало и завершение”) он писал:«Аль-Аш‘ари был му‘тазилитом, но затем публично раскаялся в этом на кафедре в Басре и начал разоблачать порочные и ошибочные воззрения му‘тазилитов». См. “аль-Бидайа ва ан-Нихайа”, т. 11, стр. 186.

Обэтом также сообщил Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Ахмад ибн ‘Усман ад-Димашкиаш-Шафи‘и, больше известный как имам аз-Захаби (скончался в 748 г.х.).В своей книге “аль-‘Улувв ли аль-‘Али аль-Гаффар” (“Высокоеместонахождение Высокого и Всепрощающего”) он сказал: «Вначале Абуаль-Хасан был му‘тазилитом и обучался у Абу ‘Али аль-Джуббаи. Затем онрасстался с ним, опроверг его воззрения и стал разделять воззренияприверженцев Сунны и знатоков хадисов. И было бы замечательно, если бывсе богословы, которые придерживаются религиозно-философских воззрений,последовали путем Абу аль-Хасана. Однако они вдаются в пространныеразмышления, уподобляясь древним философам, и следуют своей логике.Воистину, нет силы, кроме как от Аллаха!»

Еще одним богословом,который поведал об отречении имама аль-Аш‘ари от му‘тазилитскихвоззрений, был Тадж ад-Дин Абу Наср ‘Абд аль-Ваххаб ибн Таки ад-Динас-Сабаки аш-Шафи‘и (скончался в 771 г.х.). в своей книге “Табакаташ-Шафи‘ийа аль-Кубра” (“Большая книга о представителях шафи‘итскоготолка”) он сказал: «Абу аль-Хасан придерживался му‘тазилитского толка втечение сорока лет и стал величайшим богословом этой школы. Когда жеАллах решил укрепить им свою религию и сделать его приверженцем истины,он уединился в собственном доме…» См. “Табакат аш-Шафи‘ийа аль-Кубра”, т. 2, стр. 246. Далее он дословно повторил слова Ибн ‘Асакира, которые мы процитировали выше.

Обэтом также поведал Бурхан ад-Дин Ибрахим ибн ‘Али ибн Мухаммад ибнФархун аль-Йа‘мари аль-Мадани аль-Малики (скончался в 799 г.х.).

Всвоей книге “ад-Дибадж аль-Музаххаб” (“Позолоченная парча, или книга ознатных представителях маликитского толка”) он сказал: «Поначалу Абуаль-Хасан аль-Аш‘ари был му‘тазилитом, но впоследствии он сталпридерживаться воззрений истинных приверженцев Сунны. Это вызвало многоудивления, и когда его спрашивали об этом, он рассказывал, что в месяцерамадан он увидел во сне Пророка, мир ему и благословение Аллаха,который повелел ему вернуться к истине и отстаивать ее. Все так ипроизошло, и хвала за это надлежит только всевышнему Аллаху». См. “ад-Дибадж аль-Музаххаб”, стр. 193.

Обэтом также рассказывал Сейид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Хусейниаз-Зубейди, больше известный как аль-Муртада. В своей книге “Итхафас-Садат аль-Муттакин би Шарх Асрар Ихйа ‘Улум ад-Дин” (“Дарбогобоязненных старейшин с комментариями к книге “Возрождение наук овере”) он сказал: «Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари обучалсярелигиозно-философским взглядам у му‘тазилитского шейха Абу ‘Алиаль-Джуббаи. Затем он увидел сон, после которого расстался со своимучителем и публично отрекся от му‘тазилитских воззрений. Поднявшись накафедру мечети в Басре в пятницу, он громко сказал: “Некоторые из васменя знают, а для тех, кто меня не знает, скажу, что меня звать так-то.Ранее я говорил, что Коран сотворен, что люди не увидят Аллаха воочию вбудущей жизни и что рабы Аллаха являются созидателями своих деяний.Сейчас я раскаиваюсь и отрекаюсь от му‘тазилитских воззрений, будучиубежденным в их ошибочности”. Затем он начал опровергать взгляды му‘тазилитов и сочинять труды, посвященные опровержению их воззрений».

Далееон сказал: «Ибн Касир рассказывал, что воззрения Абу аль-Хасанааль-Аш‘ари формировались в течение трех этапов. На первом этапе онисповедовал воззрения му‘тазилитского толка, от которых впоследствииотказался, и в этом нет никаких сомнений. На втором этапе он уверовал всемь божественных качеств, которые ему удавалось объяснить здравымсмыслом: “аль-хайат” (жизнь), “аль-‘ильм” (знание), “аль-кудра”(власть, могущество), “аль-ирада” (желание), “ас-самъ” (слух),“аль-басар” (зрение), “аль-калам” (речь). В то же время он продолжалистолковывать предикативные качества Аллаха, такие как “аль-ваджх”(лик), “аль-йадан” (две руки), “аль-кадам” (стопа) и “ас-сак” (голень).На третьем этапе он уверовал во все божественные качества, не придаваяим форму и не отождествляя их с качествами творений.Тем самым онпоследовал по стопам своих праведных предшественников, да будет доволеними Аллах. Именно эти воззрения отражены в книге “аль-Ибана”(“Разъяснение основ вероисповедания”), которую он написал в последниегоды своей жизни». См. “Итхаф ас-Садат аль-Муттакин би Шарх Асрар Ихйа ‘Улум ад-Дин”, т. 2, стр. 3.

Опираясьна эти высказывания великих богословов можно без малейшей доли сомненияутверждать, что Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари отрекся от му‘тазилитскихвоззрений и стал верным последователем первых мусульман, исповедуявоззрения, опирающиеся на священный Коран и Сунну Пророка Мухаммада,мир ему и наилучшее благословение Аллаха.

Хаммад аль-Ансари

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика