Дискуссия шейха Албани с тем, кто утверждает о разрешенности празднования дня рождения пророка (мавлид)
Шейх Албани: Празднования дня рождения пророка – есть благо или зло?
Оппонент шейха: благо
Шейх Албани: Хорошо. Это благо; посланник Аллаха (с.а.с.) и его сподвижники знали об этом благе?
Оппонент шейха: Да, знали.
Шейх Албани:Я не удовлетворюсь твоим ответом: Да, знали. Ты должен, в дополнении ксказанному добавить: Невозможно, чтобы это благо, если оно или что-тодругое действительно является благом, было бы неизвестным дляпосланника Аллаха (с.а.с.) и его сподвижников, так как мы не узнали ниИслама ни Имана, кроме как через Мухаммада (с.а.с.); как же мы можемпознать благое, которого не знал он! Это невозможно.
Оппонент шейха: Празднование дня рождения пророка – это возрождение упоминания о нем (с.а.с.), его возвеличивание.
Шейх Албани:Эту философия, мы знаем, слышали о ней от многих людей и читали в ихкнигах; но посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует),когда призывал к Исламу, призывал он ко всему Исламу в целом илипризывал их к единобожию?
Оппонент шейха: К единобожию.
Шейх Албани:Первое к чему он их призывал было единобожие, после этого были вмененыв обязанность намаз, после этого – пост, затем – хадж, и т д; поэтому итебе следует двигаться согласной этой сунне ,шаг за шагом.
Мыдоговорились сейчас, что невозможно, чтобы мы знали благо, о котором быне знал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Все хорошее и благое мы узнали через посланника Аллаха (да благословитего Аллах и приветствует), и это вопрос, относительно которого не можетбыть разногласий ни у кого, и я убежден в том, что тот, кто сомневаетсяв этом, не является мусульманином.
Из хадисов посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) подтверждающие сказанное: 1.Его слова (да благословит его Аллах и приветствует): Я не оставил ничего из того, что приближало бы вас к Аллаху, иначе как повелев это сделать.То есть, если мавлид является благом и приближает нас к Аллаху, тонеобходимо, чтобы посланник Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует) указал нам на него.
Так или нет? Я не требую оттебя, чтобы ты соглашался со мной не будучи удовлетворенным каждойбуквой из сказанного мной, у тебя абсолютная свобода высказывать своемнение, пожалуйста, можешь сказать, что в данном пункте я не согласен.
Есть ли что-то, что тебя не удовлетворяет из сказанного мной выше, или ты согласен со мной в этом?
Оппонент шейха: Согласен со всем сказанным.
Шейх Албани: Да воздаст тебе Аллах добром.
Таким образом: Я не оставил ничего из того, что приближало бы вас к Аллаху, иначе как повелев это сделать.
Мы говорим всем, кто утверждает о дозволенности совершения мавлида:Чтение мавлида благо – как вы утверждаете - ; тогда, или посланникАллаха (да благословит его Аллах и приветствует) указал нам на чтениеего или же не указал.
Если же они скажут: указал нам совершать его, то мы им скажем: Приведите ваши доказательства, если вы правдивы (2.111) Но они никогда их не приведут.
Мы прочитали много книг по этому вопросу, но никто не смог привестидовода в защиту мавлида, кроме того, что они сказали – это хорошеенововведение!! Хорошее нововведение!!
И все, и те, кто отрицаютдозволенность мавлида и те, кто утверждает о его дозволенности,соглашаются в одном, что чтение мавлида не имело место быть ни вовремена посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ниво времена его сподвижников, ни во времена известных имамов-ученых.
Однако те, кто разрешает празднование дня рождения пророка говорят: чтов нем плохого? Это всего лишь вспоминание посланника Аллаха (даблагословит его Аллах и приветствует), благословение его и т д.
Ты слышал хадис посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): Лучшие из людей – это мое поколение, затем те, кто следует за ними, затем те, кто следует за ними.Он приведен в сборниках Бухари и Муслима. Его поколение (да благословитего Аллах и приветствует) – это то, в котором жил он и его сподвижники,те кто следует за ними – таби1ины, а те, кто следует за ними –последователи таби1инов. Этот момент, в котором также нет разногласий.
Кажется ли тебе, что есть какое то благо, в котором мы смогли бы ихопередить, как в плане его познания, так и в плане его совершения?Возможни ли такое?
Оппонент шейха:В плане знаний, если бы посланник Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует) сказал тем, кто с ним, что Земля вертится...
Шейх Албани: Извини, давай не будем отклоняться. Я спросил тебя о двух вещах:
знании и деяниях, я подразумевал под знаниями – шариатские знания, немедицину, например; доктор в наши дни знает намного больше чем ибн Синав свое время знал, так как прошли века, было проведено многоиследований, сделано много открытий, но это не делает его лучше передАллахом и не ставит его выше тех опомянутых поколений. Конечно, онзнает лучше те знания, в которых он специализируется, но мы говоримсейчас о шариатских знаниях, да благославит тебя Аллах. Я хочу, чтобыты это имел в виду. Когда я говорю тебе: думаешь ли ты, что мы знаембольше них, я подразумеваю шариатские знания, не научные знания, такиекак география, астрономия, химия или физика. Представь, например, внаше время человек, неверующий ни в Аллаха ни в Его посланника (даблагословит его Аллах и приветствует), однако, наиболее сведущего водной из перечисленных наук. Разве это знание приблизит его к Аллаху вчем-либо?
Оппонент шейха: Нет.
Шейх Албани:Таким образом, мы не говорим о подобных знаниях, мы говорим о знаниях,посредством которых мы хотим приблизиться к Аллаху, Свят Он и Велик. Мычуть раньше говорили о праздновании дня рождения пророка (даблагословит его Аллах и приветствует); я повторяю свой вопрос инадеюсь, что ты дашь ясный ответ, без уклонений в сторону.
Считаешь ли ты, что мы, живущие в последнее время, можем знать большечем сподвижники, таби1ины и имамы-муджтахиды в области шариатскихзнаний, и что мы можем быть более усердны в совершении благих деяний ипопытках приближения к Аллаху, чем эти праведные предки?
Оппонент шейха: Имеешь ли ты в виду под шариатскими знаниями толкование Корана?
Шейх Албани:Они лучше нас знают и толкование Корана, и они лучше нас знают итолкование хадисов пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ив конце концов, они более сведущи в исламском шариате.
Оппонент шейха:Относительно толкования Корана, вероятно, что сейчас есть те, кто лучшезнает его толкование, чем во времена пророка (да благословит его Аллахи приветствует); например аят: И тыувидишь, что горы, которые ты считал неподвижными, придут в движение,словно облака. Таково творение Аллаха, Который выполнил все всовершенстве. Воистину, Он ведает о том, что вы делаете. (Муравьи, 88)
И если бы пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказалкому-нибудь в свое время о том, что земля круглая, разве кто-нибудь емуповерил бы?! Никто бы ему не поверил.
Шейх Албани:Ты опять уходишь в сторону. Мой брат, я спрашиваю тебя в целом, а не вчастности, я задаю вопрос в общем: Ислам, в целом, кто более сведущ внем?
Оппонент шейха: Конечно, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники.
Шейх Албани:Это я и хотел от тебя услышать. А тафсир , о котором ты постоянноговоришь, нет у него связи с поступками, он связан с размышлением ипониманием. Затем, те, кто приводят тот аят, что привел ты и приводятдругие для подтверждения того, что Земля вертится, ошибаются в своемтолковании, ибо в нем говорится о Судном Дне: В день, когда Земля будет заменена другой землей, и небеса, и предстанут они пред Аллахом, Единым, Могучим.
Я допускаю, что существуют люди в наше время, кто владеет научнымизнаниями в большей степени, чем сподвижники или таби1ины. Однако, вэтом нет никакой связи с благими поступками; на сегодняшний день,например, в области астрономии неверные знают больше, чем кто-либодругой, но какую они извлекают из этого пользу? Никакой! Мы же сейчасне хотим углубляться в подобные разговоры ,мы хотим говорить о техвещах, что приближают нас к Аллаху; и в частности, мы говорим опраздновании дня рождения благородного пророка (да благословит егоАллах и приветствует).
И мы сошлись на том, что если в этоммавлиде благо, то наши праведные предки во главе с посланником Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) должны знать об этом благелучше нас, и что они более нас привержены соверщению этих праведныхпоступков; есть в этом какое-либо сомнение?
Опонент шейха: Нет, в этом сомений нет.
Шейх Албани:Не отклоняйся от этого опять к вопросам из области научных знаний, вкоторых нет связи с приближением к Аллаху посредством благих деяний.
Теперь – этот мавлид не имел место быть во времена пророка (даблагословит его Аллах и приветствует) – в этом согласны все безисключения – и таким образом, этого благого деяния не было ни вовремена пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ни вовремена сподвижников, ни во времена таби1инов и имамов-муджтахидов. Какже осталось это благо им неизвестным?
Мы должны сказать одноиз двух: Или они знали об этом благе, так же как и мы знаем, ибо ониболее сведущи, чем мы...Или же они не знали о нем. Тогда возникаетвопрос: как же мы об этом узнали?!
Если мы скажем, что они зналиоб этом; - а такое объяснение наиболее предпочтительно для тех, ктоутверждает о разрешенности мавлида – то тогда мы спрашиваем: почему ониего не совершали? Неужели мы более близки к Аллаху, чем они?! Почемуникто из них, ни один раз, ни сподвижник, ни таби1ин, ни ученый из них,ни просто поклоняющийся не совершил этот благой поступок?! Можешь ли тыпредставить, что никто из них не совершил этот благой поступок ниразу,никогда?! А их было миллионы, и они более сведущи, чем мы, болееблагочестивы, чем мы, и более близки к Аллаху, чем мы!!
Ты, я думаю, знаешь слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): Непоносите моих сподвижников; клянусь Тем, в чьих руках душа Мухаммада,если бы кто-нибудь из вас пожертвовал золота с гору Ухуд, не достиглобы это удела ни одного из них, даже и половины. Ты видишь разницу между нами и ими?!
Это потому, что они сражались на пути Аллаха, и вместе с посланникомАллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и получали знания отнего (да благословит его Аллах и приветствует) непосредственно, безвсяких многочисленных посредников, которые есть между нами и им (даблагословит его Аллах и приветствует), как указал на подобное (даблагословит его Аллах и приветствует) в достоверном хадисе:
Тот кто хочет читать Коран так, как он был ниспослан, пусть читает его так, как его читает ибн Умм Абд,т е Абдуллах ибн Мас1уд.
Эти праведные предки во главе со сподижниками, да будет доволен имиАллах, не могли не знать благо, соверщение которого приблизило бы их кАллаху, благо, о котором знаем мы. И если мы скажем, что они знали онем также, как и мы; то как мы можем думать, что они пренебрегали этимблагом?
Я надеюсь, что я прояснил этот момент, о котором я постоянно говорю?
Оппонент шейха: Хвала Аллаху.
Шейх Албани: Да воздаст тебе Аллах благом.
Здесь еще другой момент, есть масса хадисов и аятов, разъясняющих, чтоИслам завершен. Я полагаю, что эта истина тебе известна, и что веришь внее, так как она известна всем, как ученым и студентам, так и простымлюдям, а именно, что Ислам завершен, как религия, и что Ислам – неподобен религии иудеев и христиан, которая каждый день меняется идополнятся.
Я напомню тебе слова Всевышнего:Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Свою милость, и довольствовался Исламом как религией.
Теперь возникает вопрос: и это другой способ показать, что празднованиедня рождения пророка (да благословит его Аллах и приветствует) неявляется благом, способ отличный от того, что мы использовали выше, аименно: если в мавлиде было бы благо, то они опередили бы нас в егосовершении, ибо они – праведные предки – более сведущи чем мы, и болеенабожны, чем мы.
Этот мавлид, если является благом, то онявляется частью Ислама. Мы говорим: мы все – и те, кто отрицаетдозволенность его совершения, и те, кто признает его дозволенность – мысогласны с тем (как мы согласились выше, что этот мавлид не имел местобыть во времена пророка), что, если этот мавлид благое деяние, то он –часть Ислама, а если мавлид не есть благой поступок, то он – не имеетотношения к Исламу?
И когда был ниспослан этот яат: Сегодня Язавершил для вас вашу религию, и закончил для вас Свою милость, идовольствовался Исламом как религией, не было празднования на тотпериод дня рождения пророка (да благословит его Аллах и приветствует).Разве мавлид может быть частью религии?
Я надеюсь, что ты будешьпредельно откровенен со мной, не думай, что я из тех шейхов, которыезатыкают учеников, да не только их, а людей в целом, говоря: тыпомолчи, ты не знаешь, ты не понимаешь. Нет, будь свободен в своихрассуждениях, как будто ты говоришь со своим сверстником. Если ты несогласен, скажи – не согласен, или - это меня не удовлетворяет.
Теперь, если мавлид является благом, то он из Ислама, если не являетсяблагом, то – он не из Ислама. И так как мы знаем, и все согласны сэтим, что на момент ниспосылания вышеприведенного аята, мавлид не имелместо быть, то ничего удивительного в том, что он не из Ислама.
В подтверждение сказанного, хочу процитировать слова имама Медины, Малика ибн Анаса: Кто ввел в Ислам нововведение - обрати внимание, он сказал одно нововведение, а не много новшеств – считаяего дозволенным и благим, то он утверждает, что посланник Аллаха (даблагословит его Аллах и приветствует) не донес до людей своей миссии.
Это очень серьезная вещь, и каков же твой далил, о имам?
Имам Малик сказал: прочитайте, если хотите слова Всевышнего: Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Свою милость, и довольствовался Исламом как религией. То, что не было в тот день религией, не может и сегодня быть религией.
Когда сказал имам Малик эти слова? Во втором веке по хиджре, один извеков, которые упомянуты в хадисе как лучшие! Что тогда говорить о 14веке по хиджре?!
Эти слова записаны золотыми буквами; однако мыпренебрегаем книгой Аллаха, и хадисами посланника Аллаха (даблагословит его Аллах и приветствует), и словами имамов, о которых мыговорим, что следуем за ними, но как далеко это от действительности.
Этот имам Медины говорит на ясном арабском языке: ” То, что не было в тот день религией, не может и сегодня быть религией. ”
Сегодня празднования дня рождения пророка (да благословит его Аллах иприветствует) стало религией. Если бы это было не так, то не возник быэтот спор между учеными, придерживающимися Сунны, и теми, ктоотстаивает нововведения.
Как это деяние может быть религией, еслионо не было религией ни во времена пророка (да благословит его Аллах иприветствует), ни во времена его сподвижников, ни во времена таби1инови последующего поколения?! Имам Малик из того поколения, котороеследовало за таби1инами, и которое упомянуто в хадисе:Лучшие из людей – это мое поколение, затем те, кто следует за ними, затем те, кто следует за ними.
Имам Малик сказал:Точто не было тогда религией, не может быть и сегодня религией, и неулучшится положение последних поколений этой уммы, кроме как тем, чемулучшилось положение первых поколений
Посредством чегоулучшилось положение первых поколений? Посредством введений в религиюновшеств и приближением к Аллаху тем, чем не искал к Нему приближенияпосланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ?! Тогда какпосланник Аллаха сказал: Я не оставил ничего из того, что приближало бы вас к Аллаху, иначе как повелев это сделать.
Почему не повелел нам посланник Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует) чтобы мы праздновали его день рождения? Это вопрос, накоторый есть ответ: существует разрешенное празднование дня рожденияпророка, и существует неразрешенное празднование дня его рождения(мавлид). Этот разрешенный вид празднования его дня рождения был в вовремена пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в отличие отнеразрешенного, и между ними существуют серьезные различия:
1. Разрешенное празднование – это поклонение, относительно которого нет разногласий между всеми мусульманами.
2. Разрешенное празднование повторяется каждую неделю один раз, а не разрешенное только один раз в году.
Таковы различия между этими двумя видами празднований дней рождений:первое – это поклонение разрешенное, повторяется каждую неделю впротивоположность второму, неразрешенному, не являющемуся поклонением,и не повторяющимся каждую неделю.
Я неговорю того, на что нетповеления Аллаха, я просто рассказываю вам о хадисе, переданномМуслимом от Абу Катады Ансарий, который спросил пророка (да благословитего Аллах и приветствует): О посланник Аллаха, что ты скажешь о посте в понедельник.
Пророк ответил: это день, в который я был рожден, и в котором мне ниспослали Коран.
Что значат эти слова?
Это подобно тому, что он (да благословит его Аллах и приветствует)говорит: как же ты меня спрашиваешь об этом дне, когда Аллах вывел меняв этот мир в этот день и ниспослал мне откровение в нем?! То есть,следует поститься в этот день в благодарсность Аллаху за то, что онменя создал в этот день, и за то, что он дал мне откровения в этотдень.
И это подобно посту иудеев в день Ашура, и возможно вызнаете, что пост в день Ашура, до ниспослания повеления поститься вмесяц Рамадан, был обязателен для мусульман.
В хадисахпередается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует) когда совершил хиджру в Медину, увидел что иудеи постятсяв день Ашура; он спросил их об этом и они сказали, что это день вкоторый Аллах спас Мусу и его народ от Фараона и его армии, и поэтому,они постятся в благодарность Аллаху за это.
И посланник Аллаха сказал (да благословит его Аллах и приветствует): мы более близки к Мусе, чем они.И он постился и приказал поститься другим, и это стало обязанностью,пока не был ниспослан аят об обязательности поста в Рамадан. И послеэтого, пост в день Ашура стал сунной, и обязательность была отмененааятом о посте в Рамадан.
То есть, пророк (да благословит егоАллах и приветствует) постился как и иудеи в день Ашура в благодарностьАллаху за то, что Он спас Мусу и его народ от Фараона; мы сегодня такжеимеем возможность благодарить Аллаха постом в понедельник за то, что вэтот день был рожден посланник Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует) и за то, что ему в этот день ниспослали откровения. И уменя возникает вопрос; те, кто в большинстве своем совершают мавлид,постятся ли они в понедельник? Нет, не постятся. Однако большинствосовершают мавлид каждый год.
Это подбно тому, что Аллах сказал относительно иудеев: Неужели вы просите заменить лучшее тем, что хуже (Корова, 61)
Это лучшее: пост, о котором нет разногласий среди мусульман, пост впонедельник, однако, большинство мусульман не постятся в этот день!!
Даже если кто-то и постится в этот день, знают ли они смысл данного поста? Нет, не знают.
И где же ученые которые защищают мавлид, почему они не разъязняютлюдям, что пост в понедельник и есть разрешенное празднование днярождения пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и непобуждают их к этому, вместо того, чтобы защищать неузаконенноепразднование, мавлид?!!
Истину сказал Аллах: Неужели вы просите заменить лучшее тем, что хуже
И истину сказал посланник Аллаха, когда говорил: Вы,несомненно, последуете за теми, кто был до вас, пядь за пядью, шаг зашагом; даже если они залезут в нору ящерицы, то вы и туда за нимипоследуете.
И мы последовали за сунной иудеев: заменилито, что лучше, тем, что хуже. Как мы заменили мавлидом, празднуемымкаждый год, на который нет никакого основания, заменили им то, чтолучше, а именно, мавлид каждый понедельник в виде поста, то, на чтоесть основание, поститься, понимая смысл этого поста, а именно,благодарность Аллаху за появление на свет в этот день пророка (даблагословит его Аллах и приветствует), и за ниспосылание емуоткровений.
И я хочу завершить свою речь словами посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): Аллах отверг покаяние (товбу) еретика (вводящего нововведения).
Аллах говорит в Коране: ОПосланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если тыне сделаешь этого, то не донесешь Его послания. Аллах защитит тебя отлюдей. Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь неверующих людей (Трапеза, 67)
В сахихе Муслима приводится, что к один человек пришел к Аише... (Корова, 61)
Оппонент шейха: Разве чтение сиры пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не является почитанием его?
Шейх Албани: Да.
Оппонент шейха: В нем, в чтении, вознаграждение, и это благо от Аллаха?
Шейх Албани:Во всем этом благо. Но какую пользу ты хочешь извлечь из этого вопроса?Поэтому я перебью тебя другим вопросом: разве кто-нибудь запрещает тебечитать сиру (историю жизнеописания пророка – прим.пер.)?
Я тебезадам сейчас вопрос: даже если это и является узаконенным поклонением,то посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) неустановил для нас определенного времени, когда ее читать, ни указал какее читать; имеем ли мы право от себя устанавливать определенное времяили определенный способ, как это делать? У тебя есть ответ?
Оппонент шейха: Нет, у меня нет ответа.
Шейх Албани: Аллах сказал: Или же у них есть сотоварищи ,которые узаконили для них в религии то, на что не было разрешения Аллаха.
Также Аллах сказал: Онивзяли своих книжников и монахов за господ вместо Аллаха, и Мессию, сынаМарьям, а им было повелено поклоняться только единому Богу, нетбожества, кроме Него, превыше Он того, что ему приписывают.(Товба, 31)
Когда услышал этот аят Адий ибн Хьатим, да будет доволен им Аллах, - а он до принятия Ислама был христианином – то он сказал: Мы не поклонялись им.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: Развеони не запрещали разрешенное Аллахом, и вы подчинялись им в этом, и ониразрешали запрещенное Аллахом и вы подчинялись им в этом? Он сказал: Да.
Пророк сказал: Это и есть поклонение им.
Это разъясняет опасность введения в религию Аллаха новшеств.
*Текст взят с одной из аудиозаписей шейха Албани под номером 1/94