Хадис о том, как Умар прибег к посредничеству аль-Аббаса для ниспослания дождя

Довод первый:

 

Люди, несогласные снами в этом вопросе, возражают нам и приводят сомнительные доводы, пытаясьобосновать ими свои ошибочные взгляды. Они уверяют невежественных людей в ихправдивости и тем самым вводят их в заблуждение. Поэтому я один за другимрассмотрю каждый из их сомнительных доводов и опровергну их, если так будетугодно Аллаху, пользуясь убедительными научными методами. Мои разъяснения будутподтверждать сказанное мной в предыдущей главе, сумеют убедить каждого, ктодействительно искренен и справедлив, и изобличат тех, кто пытается оклеветатьнас. Помочь же в этом может только Всевышний Аллах, и Его следует просить о помощи!

Некоторые людиразрешают просить Аллаха принять их мольбы ради конкретного человека, радитого, что ему полагается, ради его святости и высокого положения, ссылаясь наупомянутый нами ранее хадис Анаса о том, что Умар б. аль-Хаттаб, когданачиналась засуха, просил аль-Аббаса б. Абд аль-Мутталиба помолиться о ниспосланиидождя и говорил: «О Боже, раньше мы искали близости к Тебе посредством нашегоПророка, мир ему и благословение Аллаха, и Ты ниспосылал нам дождь. Теперь мыищем близости к Тебе посредством дяди нашего Пророка, мир ему и благословениеАллаха. Напои же нас!» И дождь действительно полил.[1]

Из этого хадиса ониделают вывод, что Умар искал близости к Аллаху посредством его высокогоположения перед Пречистым Господом. Они полагают, что Умар лишь упомянул имяаль-Аббаса в своей мольбе и попросил Аллаха ниспослать дождь ради него, и чтосподвижники одобрили его поступок. Когда же их спрашиваешь, почему Умарпопросил Аллаха не ради Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, а радиаль-Аббаса, они отвечают, что он сделал это только для того, чтобы разъяснитьзаконность поиска близости к Аллаху посредством не самого лучшего человека дажепри наличии того, кто превосходит его.

Однако онинеправильно понимают этот хадис, и их толкование является неприемлемым понескольким причинам. Вот наиболее существенные из них:

В мусульманскомшариате есть важное правило, согласно которому одни священные тексты раскрываютсмысл других, и ни один священный текст нельзя рассматривать в отдельности от остальныхтекстов на эту тему. Следовательно, историю с Умаром следует понимать в светедругих достоверных хадисов и преданий о поиске близости к Аллаху, собрав ихвместе и проанализировав. Между нами и нашими оппонентами нет разногласий поповоду того, что в словах Умара «Раньше мы искали близости к Тебе посредствомнашего Пророка… Теперь мы ищем близости к Тебе посредством дяди нашегоПророка…» кое-что пропущено, и поэтому понять их можно по-разному. Ониполагают, что их следует понимать следующим образом: "Раньше мы искалиблизости к Тебе посредством высокого положения нашего Пророка, теперь же мыищем близости к Тебе посредством высокого положения дяди нашего Пророка".Мы же считаем, что их следует понимать: "Раньше мы искали близости к Тебепосредством молитвы нашего Пророка…"

Для того чтобыпонять эти слова ясно и недвусмысленно, необходимо принять одно из двухпредположений. А для того чтобы установить, какое из них является правильным,мы должны обратиться к Сунне, чтобы уяснить, как искали близости к Аллахублагородные сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Запирались ли ониво время засухи дома или в другом месте, собирались ли они вместе без посланникаАллаха, мир ему и благословение Аллаха, взывая к своему Господу со словами:"О Боже, напои нас дождем ради Твоего пророка Мухаммада, ради Егосвятости, ради его высокого положения перед Тобой", или же они приходили кПророку, мир ему и благословение Аллаха, и просили его помолиться за нихВсевышнему Аллаху, после чего посланник Божий, мир ему и благословение Аллаха,удовлетворял их просьбу и смиренно взывал к Пречистому Господу до тех пор, покане начинался дождь?

Подтвержденияпервому предположению отсутствуют в Преславной Сунне, и сподвижники, да будетдоволен ими Аллах, никогда не поступали так. Никто из наших оппонентов илисектантов не сможет привести хотя бы одно свидетельство о том, что сподвижникиупоминали в своих молитвах имя Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ипросили Аллаха ради того, что ему полагается, или ради его высокого положенияперед Ним. Напротив, книги о Сунне переполнены многочисленными подтверждениямивторого предположения. Это значит, что благородные сподвижники, когда хотелиполучить желаемое или уберечься от беды, искали близости к Аллаху посредствомПророка, мир ему и благословение Аллаха, обращаясь к нему непосредственно спросьбой помолиться за них Господу. Фактически, они искали близости к Аллахупосредством мольбы Его благородного посланника, мир ему и благословение Аллаха,а не посредством него самого.

На это указывают ислова Всеблагого и Всевышнего Аллаха: «Если бы они, поступив несправедливо поотношению к себе, пришли к тебе и попросили прощения у Аллаха, если быПосланник попросил прощения за них, то они нашли бы Аллаха Принимающим покаянияи Милосердным» (ан-Ниса, 64).

В качестве примераможно привести у рассмотренный нами ранее хадис Анаса о том, как однажды впятницу, когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, читалпроповедь в мечети, к нему подошел бедуин. Он рассказал ему о тяжеломположении, о сильной засухе и о том, что скотина уже начала подыхать, а потомпопросил его попросить Пречистого Аллаха спасти их от этой беды. Посланник, мирему и благословение Аллаха, удовлетворил его просьбу и помолился своему Господуза людей. Недаром Аллах сказал о нем в Коране: «К вам явился Посланник из вашейсреды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Онсострадателен и милосерден к верующим» (ат-Тауба, 128). Пречистый Аллах принялего мольбу и смилостивился над Своими рабами, осенил их милостью Своей и оживилвымершую землю.

Еще одним примеромявляется приход другого бедуина или того же самого к Пророку, мир ему иблагословение Аллаха, в следующую пятницу. Он снова читал пятничную проповедь,и человек пожаловался ему на то, что дороги размыло, дома готовы разрушиться, аскотина гибнет. Потом он попросил его попросить Аллаха остановить дождь, иПосланник, мир ему и благословение Аллаха, выполнил его просьбу. Великий Господьже снова ответил на его мольбу.

Сюда же можноотнести хадис, рассказанный госпожой Аишей: «Однажды люди пожаловались посланникуАллаха, мир ему и благословение Аллаха, на засуху, и он велел принести кафедру.Ее поместили в месте моления, и он назначил день, когда люди должны были прийтитуда. Утром, когда появился край солнца, посланник Аллаха, мир ему иблагословение Аллаха, отправился туда и сел на кафедру. Возвеличив Аллаха ивоздав Ему хвалу, он сказал: "Вы пожаловались на засуху и на то, чтодождь уже давно не выпадает в ваших краях. Аллах же приказал вам взывать к Немуи обещал, что ответит вам…"»[2]Далее в хадисе сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, воззвалк Аллаху и совершил намаз вместе с людьми, и Всевышний Господь ниспослал такойливень, что потекли селевые потоки, и люди поспешили вернуться в свои жилища.Посланник же, мир ему и благословение Аллаха, засмеялся так, что можно былоувидеть коренные зубы, и сказал: "Свидетельствую, что Аллах способен навсякую вещь, и что я – раб Аллаха и Его посланник".

Эти и другиепохожие события, произошедшие во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха,и его благородных сподвижников, да будет Аллах доволен ими и его отцом, неоставляют сомнений в том, что наши праведные предшественники, ища близости кАллаху посредством Пророка, мир ему и благословение Аллаха, или праведников,приходили к ним и рассказывали им о своем положении. Потом они просили ихпомолиться за них Пречистому Аллаху, надеясь таким путем достичь желаемого.Праведники удовлетворяли их просьбы, а Пречистый и Всевышний Аллах отвечал наих мольбы.

Упомянутый намиспособ приближения к высокопоставленным лицам хорошо известен нам изповседневной жизни. Когда человек хочет попросить о чем-либо директора,начальника или чиновника, он ищет того, кто знаком с ним, а затем идет к нему ирассказывает ему свое дело. Этот посредник, в свою очередь, доводит своюпросьбу до того ответственного лица, и, как правило, не получает отказа. Такогорода посредничество издавна было широко распространено среди арабов и имеетместо по сегодняшний день. Поэтому, когда кто-либо говорит, что он сумел приблизитьсяк высокопоставленному лицу, это означает, что он отправился к третьемучеловеку, рассказал ему свое дело и попросил походатайствовать за него передэтим чиновником. Никто не понимает эти слова так, что он отправился к чиновникуи сказал ему: "Удовлетвори мою просьбу ради того, что полагаетсятакому-то", имея в виду того посредника.

Таким же образом,попытка приблизиться к Всемогущему и Великому Аллаху посредством праведногочеловека не означает того, что человек просит Аллаха помочь ему ради того праведника,ради того, что ему полагается, или ради его высокого положения. Напротив, онпытается приблизиться к Аллаху посредством мольбы этого человека, со смирениемвзывающего о помощи к Пречистому и Всевышнему Господу. Следовательно, словаУмара «О Боже, раньше мы искали близости к Тебе посредством нашего Пророка, мирему и благословение Аллаха, и Ты ниспосылал нам дождь» означают: "Раньше,когда переставали выпадать дожди, мы отправлялись к Пророку, мир ему и благословениеАллаха, и просили его помолиться за нас Великому Аллаху".

Сказанное намиподтверждается окончанием фразы Умара: «Теперь мы ищем близости к Тебепосредством дяди нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Напои же нас!»Это значит: "Теперь же, после смерти нашего Пророка, мир ему и благословениеАллаха, мы пришли к аль-Аббасу, дяде Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ипопросили его воззвать к нашему Пречистому Господу о ниспослании дождя".

Интересно, почемуУмар не стал искать близости к Аллаху посредством Пророка, мир ему и благословениеАллаха, и прибег к посредничеству аль-Аббаса? Ведь он знал, что аль-Аббас,каким бы важным ни было его положение, никак не мог сравниться с Пророком?

Мы считаем, что онпоступил так, потому что прибегнуть к посредничеству Пророка, мир ему и благословениеАллаха, после его смерти невозможно. Как они могли прийти к нему, мир ему иблагословение Аллаха, поделиться с ним своими невзгодами и попросить егопомолиться за них, чтобы потом сказать "Аминь!" после его мольбы,если он уже присоединился к высшему обществу? Он перешел в состояние, отличноеот того, в котором он находился в этом мире, о котором известно толькоПречистому и Всевышнему Аллаху. Так как же они могли добиться его мольбы и заступничества,если, как сказал Всемогущий Аллах, позади них преграда вплоть до того дня,когда они будут воскрешены.[3]

Вот почему Умар,чистокровный араб, сопровождавший Пророка, мир ему и благословение Аллаха,почти повсюду, знавший о нем подлинную правду и прекрасно разбиравшийся в его религии,чье мнение неоднократно совпадало с ниспосланными впоследствии кораническимиаятами, прибег к посредничеству аль-Аббаса. Во-первых, он был родственникомПророка, мир ему и благословение Аллаха. Во-вторых, он был праведным, набожными богобоязненным человеком. И Умар  решил попросить его, чтобы онпомолился Аллаху о ниспослании дождя. Ни Умар, ни кто-либо другой не стали быприбегать к посредничеству аль-Аббаса или кого-нибудь еще и отказываться отпосредничества Пророка, мир ему и благословение Аллаха, если бы такое быловозможно. Да и сподвижники, да будет доволен ими Аллах, никогда не одобрили бытакой поступок, потому что отказ от посредничества Пророка, мир ему иблагословение Аллаха, и обращение за посредничеством к кому-либо другому ничемне отличается от совершения намаза позади другого имама, а не позади Пророка,мир ему и благословение Аллаха. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, лучшекого бы то ни было знали о его достоинствах и высоком месте, что хорошо видноиз хадиса, рассказанного Сахлем б. Саадом ас-Саиди: «Однажды посланник Аллаха,мир ему и благословение Аллаха, отправился к сыновьям Амра б. Ауфа, чтобы примиритьих. Наступило время намаза, и муэдзин подошел к Абу Бакру и спросил его:"Возглавишь ли ты групповой намаз, чтобы я объявил о его начале?" АбуБакр вместе с людьми начали молиться, и в это время пришел посланник Аллаха,мир ему и благословение Аллаха. Пройдя вперед, он встал в ряд, а люди сталиударять хлопать по кистям. Абу Бакр не стал оборачиваться назад во время намазаи обернулся только тогда, когда люди стали хлопать чаще. Когда он увиделпосланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, тот рукой велел емуоставаться на месте. Абу Бакр же поднял руки, воздал хвалу Всемогущему иВеликому Аллаху, а затем попятился назад и встал в ряд. Пророк же, мир ему иблагословение Аллаха, вышел вперед и продолжил намаз. По завершении его, онспросил: "Абу Бакр, почему ты не остался на своем месте после того, какя велел тебе это?" Абу Бакр сказал: "Сыну Абу Кухафы не подобаетмолиться перед посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха"».[4]

Почему жесподвижники, да будет доволен ими Аллах, сочли неприемлемым продолжение намазапозади Абу Бакра после того, как пришел Посланник, мир ему и благословениеАллаха? И почему Абу Бакр не пожелал оставаться на месте имама даже после того,как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел ему остаться там? Потому чтоони свято чтили своего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, уважительноотносились к нему и знали о своих обязанностях перед ним и о его превосходстве.И если сподвижники, начав намаз без Пророка, мир ему и благословение Аллаха, непожелали молиться за кем-либо, кроме него, после того, как им представилась возможностьсовершить намаз вместе с ним, неужели они отказались бы от посредничестваПророка, мир ему и благословение Аллаха, после его кончины, если бы такое быловозможно? Совершенно очевидно, что аль-Аббас никогда не согласился бы на то,чтобы люди искали близости к Аллаху посредством него, если бы они моглиприблизиться к Нему посредством Пророка, мир ему и благословение Аллаха, равнокак и Абу Бакр не согласился руководить намазом в его присутствии.

 

Примечание

Сказанное намиуказывает на безрассудство тех, кто считает, что Пророк, мир ему и благословениеАллаха, живет в своей могиле так же, как мы живем на земле. Если бы это былотак, то мусульмане не имели бы никакого приемлемого основания для того, чтобысовершать намаз за кем-либо, кроме Посланника, мир ему и благословение Аллаха,поскольку никто не может сравниться с ним в превосходстве и положении. И никтоне должен возражать против этого, опираясь на хадис: «В могиле я – живой,свежий, и я отвечаю на приветствия тех, кто приветствует меня». Кое-ктополагает, что из этого хадиса следует, что Пророк, мир ему и благословениеАллаха, живет в могиле так же, как мы живем в этом мире, и если мы ищем егопосредничества, то он удовлетворяет наши просьбы, и наши желания сбываются.Такие люди считают, что между жизнью Пророка, мир ему и благословение Аллаха,до и после его кончины нет никакой разницы. Я же считаю, что эти доводыбезосновательны, и опровергнуть их можно двумя способами.

Во-первых, еслиговорить об этом хадисе, то в такой форме его просто не существует, а слово"свежий" (?????) вообще не встречается ни в одном из сборников хадисов. Однакосуть этого предания упоминается в нескольких достоверных хадисах. В одном изних, в частности, говорится: «Поистине, пятница – это один из лучших днейваших. В этот день был сотворен Адам, и в этот день он скончался. В этот деньподуют в Рог, и в этот день творения лишатся сознания[5].Посему часто молитесь за мое благословение по пятницам, потому что ваши молитвыбудут представлены мне». Его спросили: «Посланник Аллаха, как же нашимолитвы будут представлены тебе, если ты истлеешь?» Он ответил: «Поистине,Аллах запретил земле пожирать тела пророков».[6]В другом хадисе говорится: «Пророки живы и молятся в своих могилах».[7]В одном из хадисов также говорится: «В ту ночь, когда я был перенесен[8],я повидал Мусу, который стоя молился в своей могиле».[9]Сообщается также, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине,у Аллаха есть странствующие ангелы, которые передают мне приветствия от моихпоследователей».[10]

Во-вторых, есликоснуться правовой стороны вопроса, то жизнь Пророка, мир ему и благословениеАллаха, после смерти должна отличаться от его жизни до смерти, потому что жизньв потустороннем мире сокрыта от нашего знания. О сути ее не ведает никто, кромеПречистого и Всевышнего Аллаха, и достоверно известно лишь то, что онаотличается от жизни в этом мире и не подчиняется его законам. В этом миречеловек ест и пьет, дышит и женится, двигается и испражняется, заболевает иразговаривает, и никто не способен доказать, что кто-либо, пусть даже пророкиАллаха во главе с нашим пророком Мухаммадом, мир им всем и благословениеАллаха, совершает эти поступки после смерти.

Это мнениеподтверждается и тем, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, после кончиныПосланника, мир ему и благословение Аллаха, часто расходились во мнениях помногим вопросам, однако никому из них и в голову не приходило сходить на могилуПророка, мир ему и благословение Аллаха, чтобы посоветоваться с ним и узнать унего правильное решение. Почему? Ответ предельно ясен. Каждый из них знал, чтоПророк, мир ему и благословение Аллаха, расстался с этим миром и больше не жилпо его законам. Безусловно, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха,продолжает жить после смерти, и форма его существования – самая совершенная исамая лучшая из тех, которые встречаются в потустороннем мире. Однако его жизньне похожа на жизнь в этом мире, и, очевидно, на это указывают его слова: «Когдакто-либо приветствует меня миром, Аллах возвращает мне дух, чтобы я ответил наего приветствие».[11]В любом случае, о том, как именно это происходит, не ведает никто, кромеПречистого и Всевышнего Аллаха. Следовательно, нельзя сравнивать мирскую жизньс жизнью в потустороннем мире или после воскрешения, равно как и нельзяприменять законы одной из них к другой. Напротив, каждая из них протекаетпо-своему и подчиняется определенным законам, и сходятся они только в названии.Что же касается сути жизни в потустороннем мире, то об этом не знает никто,кроме Всеблагого и всевышнего Аллаха.

После такогопримечания давайте вернемся к опровержению взглядов тех, кто не соглашается снашими утверждениями, ссылаясь на хадис о том, как Умар прибег к посредничествуаль-Аббаса. Они полагают, что Умар хотел приблизиться к Аллаху посредствомаль-Аббаса, а не самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха, чтобыразъяснить законность поиска близости к Аллаху посредством не самого лучшегочеловека даже при наличии того, кто превосходит его. Однако такое объяснение смехотворнои удивительно. Как могла прийти в голову Умару или какому-нибудь другомусподвижнику, да будет доволен всеми ими Аллах, такая правовая педантичность,присущая более позднему периоду. Он видел, что люди попали в очень тяжелоеположение и готовы были умереть от голода и жажды. У них  не было воды,домашняя скотина гибла, и на земле не осталось ни злаков, ни травы. Тот годдаже был прозван "пепельным". Разве при таких критическихобстоятельствах человеку придет в голову эта правовая философия? Разве оноткажется от лучшего способа приближения к Аллаху – посредничества величайшегоиз пророков, мир ему и благословение Аллаха, если ему разрешаетсявоспользоваться им? Разве он променяет его на менее эффективный способприближения к Аллаху, который не идет ни в какое сравнение с первым, – напосредничество аль-Аббаса? Зачем ему делать это? Неужели только для того, чтобыразъяснить людям, что разрешается искать близости к Аллаху посредством несамого лучшего человека даже при наличии того, кто превосходит его?!!

Хорошо известно,что человек, оказавшийся в тяжелой ситуации, прибегает к самым эффективныммерам для того, чтобы выйти из трудного положения. Все остальные способы оноставляет на те времена, когда он благоденствует. Это понимали даженевежественные язычники. Когда их дела были в порядке, они взывали к своимбожествам, когда же они попадали в беду, они переставали взывать к ним имолились только Всевышнему Аллаху. Всеблагой и Всевышний Господь сказал обэтом: «Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Нимсвою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинаютприобщать сотоварищей» (аль-Анкабут, 65).

Из этого следует,что человек по природе своей, оказавшись в трудной ситуации или в бедственномположении, прибегает к самым сильным и эффективным способам избавления от беды.Когда же он оказывается в безопасности и не знает тягот, он начинаетпользоваться менее эффективными средствами для достижения своих целей. В такойситуации он может подумать о том, чтобы разъяснить людям такие правовыепринципы, как придуманное правило о законности поиска близости к Аллахупосредством не самого лучшего человека даже при наличии того, кто превосходитего.

Опровергнуть ихсомнительное толкование можно и другим способом. Допустим, что Умар решилразъяснить людям, что разрешается искать близость к Аллаху посредством несамого лучшего человека даже при наличии того, кто превосходит его. Неужели этиже соображения двигали Муавией и ад-Даххаком б. Кейсом, когда они прибегли кпосредничеству славного последователя Йазида б. аль-Асвада аль-Джураши? Несомненно,делая такие предположения, люди возлагают на себя незавидный груз ответственности.

В хадисе о том, какУмар прибег к посредничеству аль-Аббаса, нужно обратить особое внимание наслова: «Умар б. аль-Хаттаб, когда начиналась засуха, просил аль-Аббаса б. Абдаль-Мутталиба помолиться о ниспослании дождя». Из них следует, что Умарприбегал к посредничеству аль-Аббаса более одного раза. Это являетсянеопровержимым доводом против тех, кто заявляет, что Умар не стал искатьблизости к Аллаху посредством Посланника, мир ему и благословение Аллаха, авоспользовался посредничеством аль-Аббаса, чтобы разъяснить законность поискаблизости к Аллаху посредством не самого лучшего человека даже при наличии того,кто превосходит его. Если бы их объяснение было правильным, то Умар поступил бытак всего один раз, а не всякий раз, когда он желал помолиться о ниспосланиидождя. По воле Всевышнего Аллаха, это должно быть ясно каждому беспристрастномуверующему, обладающему знаниями.

Некоторыедостоверные версии хадиса разъясняют смысл слов Умара и его истинные намерения.В частности, в них упоминается мольба, с которой аль-Аббас обратился к Аллаху вответ на просьбу Умара. Аль-Хафиз аль-Аскалани в книге "Фатхаль-Бари" (3/150) писал: «Аз-Зубейр б. Баккар разъяснил в книге "аль-Ансаб",что именно сказал аль-Аббас в своей мольбе по этому поводу, и когда этопроизошло. Сославшись на цепочку рассказчиков, он сообщил, что аль-Аббас, молясьо ниспослании дождя, сказал: "О Боже, поистине, несчастья случаются толькопо причине грехов, и избавиться от них можно только посредством покаяния. Людиобратились к Тебе через меня из-за моего родства с Твоим пророком, и вот мыпростираем к Тебе наши руки с грехами и бьем челом, принося покаяние. Ниспошлиже нам дождь!" Тут небо покрылось тучами, подобными горам, и полил дождь,который напоил землю и вернул к жизни людей».

Из этого хадисаследует, во-первых, что люди искали близости к Аллаху посредством мольбыаль-Аббаса, а не посредством него самого. Именно это разъяснили аз-Зубейр б.Баккар и другие, и это ясно опровергает утверждения о том, что Умар искалблизости посредством него самого. В противном случае не было бы никакойнеобходимости в том, чтобы аль-Аббас встал и помолился Аллаху после того, какэто сделал Умар.

Во-вторых, Умарнедвусмысленно сказал, что при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха,они искали близости к Аллаху посредством него, а в тот момент они делали этопосредством его дяди аль-Аббаса. Следовательно, они искали близости к Господуодним и тем же путем – вначале посредством Посланника, мир ему и благословениеАллаха, а потом посредством аль-Аббаса. И если мы сумеем доказать, чтопосредничество Пророка, мир ему и благословение Аллаха, заключалось в егомольбе, то это будет означать, что посредничество аль-Аббаса тоже сводилось кмолитвенному обращению. Такой вывод неизбежен, потому что в обоих случаях ониискали одно и то же посредничество.

Ясноедоказательство того, что сподвижники пытались приблизиться к Аллаху посредствоммольбы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, приводится в версииаль-Исмаили, упомянутой в книге "аль-Мустахрадж аля ас-Сахих". В нейсказано: «Во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда начиналасьзасуха, они вымаливали дождь посредством него. Он молился о ниспослании имдождя, и дождь действительно выпадал. Когда же наступило время правленияУмара…» В таком виде этот хадис приведен в книге "Фатх аль-Бари"(2/399). Из слов "он молился о ниспослании им дождя" ясно следует,что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, молил Всевышнего Аллаханиспослать людям дождь. Кроме того, в толковом словаре "ан-Нихайа"Ибн аль-Асира говорится: «Просьба о ниспослании дождя (?????????)– это молитва о том, чтобы выпал дождь на благо земли и рабов. Говорят, чтоАллах пролил (???) дождь на Своих рабов. В этом же выражении используется глагол(????).Выражение (??????? ?????) используется, когда ты просишь кого-либо напоить тебя».

Получается, чтослова "они вымаливали дождь посредством него" означает, что ониделали это посредством его мольбы. В первой версии этого хадиса говорилось:"Раньше мы искали близости к Тебе посредством нашего Пророка, мир ему и благословениеАллаха…" И это тоже означает, что они искали близости к Аллаху посредствомего мольбы. Из всех версий хадиса можно прийти только к такому выводу.

В-третьих, всесказанное нами усиливается тем, что если бы Умар искал близости к Аллаху посредствомсамого аль-Аббаса или его высокого положения перед Всевышним Аллахом, то он нестал бы отказываться от такого же рода посредничества Пророка, мир ему иблагословение Аллаха, будь оно дозволено. Однако он решил воспользоватьсямольбой аль-Аббаса, да будет доволен им Аллах, и все это является величайшимсвидетельством того, что Умар и находящиеся вместе с ним сподвижники не считалидозволенным просить Аллаха о чем-либо ради самого Пророка, мир ему иблагословение Аллаха. Таким же образом поступали и наши предшественники послених, что хорошо видно из преданий о том, как Муавия б. Абу Суфьян и ад-Даххакб. Кейс воспользовались посредничеством Йазида б. аль-Асвада аль-Джураши. В нихясно упоминается о том, что он обратился к Аллаху с мольбой.

Можно липредставить себе, что праведные предшественники отказывались просить Аллахаради самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха, если такое было дозволено?Тем более что наши оппоненты заявляют, что поступать так лучше, чем прибегать кпосредничеству аль-Аббаса или кого-нибудь другого?! Поистине, это запрещено исовершенно не логично. Более того, единое мнение наших праведныхпредшественников является одним из ярчайших доказательств того, что они несчитали такого рода посредничество дозволенным. Поистине, они никогда не сталибы отказываться от того, что лучше, ради того, что хуже!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика