Важные замечания относительно молитвы за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)

1. Можно заметить, что вбольшинстве вышеприведённых молитв за Пророка (да благословит его Аллах иприветствует) Ибрахим не упоминается отдельно от своего семейства: «...какблагословил Ты семейство Ибрахима». Причина этого заключается в том,что согласно нормам арабского языка семейство (семья, род) какого-либо человекавключает в себя его самого, а также находящихся на его попечении, как, например,свидетельствуют следующие слова Всевышнего:

«Поистине, Аллах избрал Адама и Нуха (Ноя) и род Ибрахима(Авраама) и род ‘Имрана пред мирами» (Сура «Семейство ‘Имрана», аят 33);

«Поистине, Мы осыпали их камнями, и только семью Лута (Лота) Мыспасли на заре» (Сура «Месяц», аят 34); схожим по смыслу является и следующее его (даблагословит его Аллах и приветствует) высказывание: «О Аллах, благослови семьюАбу Ауфы!». Выражение “Ахль аль-Байт” (досл. “Люди Дома”) такжеотносится к этой категории, например:

«Милосердие Аллаха и Его благословения да пребудут над вами,людьми дома сего» (Сура «Худ», аят 73). Таким образом, «семейство Ибрахима» включает в себя и самогоИбрахима.

Шейх-уль-Ислам Ибн Таймиййасказал:

«В большинстве версий (хадисов) передаётся «...как благословил Тысемейство Ибрахима» и «...как ниспослал ты благословения семейству Ибрахима», ав некоторых из них упоминается только сам «Ибрахим». Так дело обстоит потому,что он является причиной ниспосылания на них всех молитв и благословений —остальные члены его семейства получают всё это (лишь) во вторую очередь. Длятого, чтобы указать на два этих обстоятельства, и были использованы обеформулировки отдельно друг от друга».

Далее учёные (доcл. «людизнания») задаются широко известным вопросом о сущности сравнения, содержащегосяв его словах «...как благословил Ты...», ибо истинным является тот факт, чтообразец для сравнения обычно превосходит того, кого сравнивают. В данном случаеимеет место обратное, поскольку Мухаммад превосходит Ибрахима, и его болеевысокий статус тем самым диктует то, что благословения, о которых молят Аллаха,весомее любых ниспосланных благословений или тех, которые ещё только будутниспосланы кому-либо иному [помимо Мухаммада (да благословит его Аллах иприветствует)]. Учёные давали разные ответы на этот вопрос, каждый из которыхприводится в «Фатх аль-Бари» и «Джаля’ аль-Ифхам». Все они сводятся к десятивзглядам, которые не подкреплены достаточными свидетельствами — некоторые изних слабее, чем другие, - кроме одного-единственного, хорошо аргументированного,принятого шейхом-уль-ислам Ибн Таймиййей и (его учеником) Ибн аль-Каййимом.Этот взгляд состоит в следующем: «Семейство Ибрахима включает в себя многихпророков, а в семействе Мухаммада нет никого (кроме самого Пророка (даблагословит его Аллах и приветствует)), кто был бы подобен им (по статусу).Поэтому при обращении к Аллаху с молитвами ниспослать Пророку (да благословитего Аллах и приветствует) и его семейству те же благословения, которые былидарованы Ибрахиму и его семейству, включающему в себя и пророков, члены семьиМухаммада получают из них (т.е. благословений) то, что им полагается. Апоскольку для членов семьи Мухаммада недостижим статус пророков, дополнительныеблагословения и блага, дарованные пророкам, достаются (самому) Мухаммаду (даблагословит его Аллах и приветствует). Тем самым он обретает выдающеесяположение, которого все остальные не в состоянии достичь».

Ибн аль-Каййим сказал:

«Это самый превосходный из всех предыдущих взглядов: что Мухаммад —один из членов семейства Ибрахима, по сути, он — наилучший из числа семействаИбрахима, как передал ‘Али ибн Тальха от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен имАллах) относительно высказывания Всевышнего: “Поистине, Аллах избрал Адама иНуха (Ноя) и род Ибрахима (Авраама) и род ‘Имрана пред мирами” (сура «Семейство‘Имрана», аят 33); Ибн ‘Аббас сказал: «Мухаммад — из числа семейства Ибрахима».Основанием для этого служит тот факт, что если другие пророки, являющиесяпотомками Ибрахима, включены в его семейство, так уж к Посланнику Аллаха (даблагословит его Аллах и приветствует) это относится в первую очередь. Таким образом,наши слова «...как благословил Ты семейство Ибрахима» включают в себя какблагословения, ниспосылаемые ему, так и остальным пророкам, являющимсяпотомками Ибрахима. Затем Аллах велел нам просить о ниспослании благословенийконкретно Мухаммаду и его семейству, так же как мы просим благословить еговместе с остальными членами семейства Ибрахима в целом. Поэтому все членысемейства Пророка получают свою долю от того, что им полагается, а всёостальное достаётся ему (да благословит его Аллах и приветствует). Несомненно,что все благословения в совокупности, которые получает семейство Ибрахима,включая самого Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует),являющегося одним из их числа, превышают то, что получает Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) в отдельности. Поэтому обращение за негок Аллаху с молитвами заключает в себе столь огромное благо, что оно определённопревосходит те молитвы, с которыми (верующие) обращаются к Аллаху за Ибрахима.Таким образом, становится ясна сущность подобного сравнения и его логичность. Молитвы,с которыми обращаются за него, используя именно данные слова, превосходят любыеиные (молитвы), поскольку (верующие) просят, чтобы эта мольба содержала в себестолько же, сколько содержит в себе сам образец для сравнения, и чтобы Пророк(да благословит его Аллах и приветствует) получил значительную долю (из этого):подобное сравнение диктует то, что испрашиваемое (верующими) в мольбах превышаетдарованное (Аллахом) Ибрахиму и остальным. Таким образом, превосходство и знатностьМухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) по сравнению с Ибрахимом иего семейством, включающим в себя многих пророков, очевидны, соответствуя тому,чего он заслуживает. Эта молитва о ниспослании благословений Пророку (даблагословит его Аллах и приветствует) как раз и свидетельствует о егопревосходстве, и она не больше того, чего он (действительно) заслуживает. Такпусть Аллах благословит его и его семейство, приветствует их многочисленнымипожеланиями мира и дарует ему больше награды благодаря нашим мольбам, чемкому-либо из других Своих пророков. О Аллах, благослови Мухаммада и семействоМухаммада, как благословил Ты семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный Хвалы,Славный! И ниспошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, какниспослал Ты благословения семейству Ибрахима, поистине, Ты — Достойный Хвалы,Славный!»(Конец цитаты Ибн аль-Каййима).

2. Читатель заметит, что этачасть молитвы во всех своих формулировках содержит слова о ниспосланииблагословений семейству Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), егоженам, потомству и ему самому. Поэтому произнесение в этой молитве лишьединственной фразы «О Аллах, благослови Мухаммада!» не является Сунной и несоответствует повелению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).Наоборот, необходимо произносить абсолютно все слова, содержащиеся в одной изэтих молитв, поскольку так поступал он сам (да благословит его Аллах и приветствует),будь то в первом или последнем ташаххуде. Об этом пишет Имам аш-Шафи‘и в своейкниге «аль-Умм»: «Ташаххуд в первом и во втором случаях является одинаковым;под «ташаххудом» я подразумеваю слова свидетельства (шахада) и молитвы о ниспосланииблагословений Пророку (да благословит его Аллах и приветствует); ни одно небудет достаточным без другого».

На самом деле одно из наиболееудивительных явлений, которое породил наш век с его интеллектуальной анархией,состоит в том, что один человек по имени Мухаммад Ис‘аф Нашашиби в своей книге«аль-Ислам ас-Сахих» («Истинный ислам») имеет наглость выступить сопровержением того, что касается ниспосылания благословений семейству Пророка(да благословит его Аллах и приветствует) при обращении за него с молитвами,даже несмотря на то, что это достоверно установлено в «Сахихах» аль-Бухари,Муслима и других сборниках хадисов со слов нескольких сподвижников, как,например, Ка‘ба ибн Уджры, Абу Хумайда ас-Са‘ди, Абу Са‘ида аль-Худри, АбуМас‘уда аль-Ансари, Абу Хурайры и Тальхи ибн ‘Убайдуллаха! В хадисах, которыеот них передаются, указано, что они спросили Пророка (да благословит его Аллахи приветствует): «Как нам обращаться к Аллаху с молитвами за тебя?» — и в ответон обучил их совершать эти молитвы так, как было упомянуто ранее. Аргумент,использованный Нашашиби для подкрепления своего мнения, состоит в том, что ВсевышнийАллах не упомянул кого-либо ещё наряду с Пророком (да благословит его Аллах иприветствует) в следующих Своих Словах: «Овы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте (часто)!»(сура«Сонмы», аят 56).

Далее в своём опровержении онговорит, что сподвижники задали ему этот вопрос потому, что значение слова «салят»им было известно как «мольба», поэтому-то они и спросили: «Как мы можемобращаться с мольбами за тебя?»!

Подобного рода рассужденияпредставляют собой очевидный обман, поскольку их вопрос состоял не в том, чтобыон разъяснил им значение слова «салят» за него, ибо тогда он (т.е.Нашашиби) имел бы основания так рассуждать, а в том, как следует совершать «салят»за него, на что ясно указано в тексте хадисов, которые мы привели. Тем самымвсё встаёт на свои места, ибо они спросили его о способе совершения этого(действия) согласно Шариату, поскольку у них не было возможности узнать об этомоткуда-нибудь ещё, кроме как обратившись к Руководству Всезнающего, Всемудрого,Дарующего Шариат. Точно так же они могли спросить его и о способе совершения Салята(молитвы), который был вменён в обязанность через слова Всевышнего как, например«...и совершай Салят(молитвы)...» (Сура «Та ха», аят 14); ибо то, что им было известно о буквальномзначении слова «Салят», не могло удержать их от потребности задаватьвопросы относительно способа его совершения согласно Шариату, а ведь этоабсолютно ясно.

Что касается вышеупомянутогоаргумента Нашашиби, на который он ссылается[1], то онбезоснователен, поскольку мусульманам хорошо известно, что как раз Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) и является тем человеком, которыйразъясняет Слова Господа миров, ибо Всевышний говорит: «И ниспослали Мы тебе Поминание, дабы разъяснил ты людям, что им ниспослано»(Сура «Пчёлы», аят 44). Таким образом, Пророк (да благословит его Аллах иприветствует) разъяснил, как следует обращаться за него с молитвами к Аллаху, ив них включено его семейство, поэтому является обязательным принять это отнего, повинуясь словам Аллаха:

 «Так берите то, что дал вам Посланник» (Сура«Собрание», аят 7), а также руководствуясь следующим хорошо известным и достовернымхадисом: «Поистине, мне были дарованы Коран и нечто подобное ему»[2].

Мне хотелось бы знать, а чтосказали бы Нашашиби обманутые его напыщенными словами люди, если бы кто-нибудьвообще стал отвергать произнесение ташаххуда либо высказываться за то, чтобыженщины, у которых месячные, совершали молитву и соблюдали пост, аргументируяэто лишь тем, что Всевышний Аллах не упомянул в Коране о произнесении ташаххуда— Он упомянул только о поясных и земных поклонах — и не освободил в Коранеженщин, у которых месячные, от молитвы и поста?! Так согласны ли они сподобными доводами, которые легко просматриваются сквозь строки его исходногоаргумента, или нет? Если их ответ (на данный вопрос) утвердительный, а мынадеемся, что они так не ответят, то тогда они впали в глубокое заблуждение,слишком удалённое от Руководства, тем самым отделив себя от основной массымусульман; если же их ответ отрицательный, то тогда они правы, согласившись с нами,и в таком случае их доводы в опровержении этих аргументов будут точно такимиже, как и наши, использованные против исходного аргумента Нашашиби, а эти доводымы разъяснили со всей ясностью.

Поэтому я призываю мусульманостерегаться попыток понять Коран, не прибегая (при этом) к Сунне, посколькувам это никогда не удастся, будь вы самим Сибавайхом[3] нашейэпохи, экспертом в области арабского языка. Наглядный пример как раз передвами, ибо в наше время этот самый Нашашиби является одним из ведущих учёных вобласти арабского языка; вы сами увидели, как он впал в заблуждение, обманувшисьсобственными знаниями языка, не обратившись к помощи Сунны в понимании Корана;по сути, как вам известно, он отверг эту помощь. На этот счёт существует такжемножество других примеров, однако ввиду того, что их перечисление займёт здесьслишком много места, мы ограничимся лишь приведённым выше, считая егодостаточным, а Аллах дарует всякую возможность.

3. Читатель также заметит, чтони в одной из этих молитв за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)не употреблено слово «саййид» (господин). Ученые-богословы из позднихпоколений разошлись во мнениях относительно правомерности включения этого словав «молитву Ибрахима»[4]. Ввидуограниченности места мы не будем вдаваться в подробности и не станем упоминатьтех, кто отвергал правомерность (включения) этого (слова), руководствуясьуказанием наилучшего учителя этой уммы (общины) — Пророка (да благословит егоАллах и приветствует), который после заданного ему вопроса о том, как следуетобращаться за него с молитвами к Аллаху, велел: «Говорите: «О Аллах, благословиМухаммада...» (и далее до конца мольбы)». Однако мы ограничимся здесьприведением лишь одной цитаты хафиза Ибн Хаджара аль-Аскалани, высказавшегосяпо этому вопросу, учитывая его статус как одного из авторитетнейшихучёных-богословов шафиитского мазхаба как в области хадисов, так и в областификха (исламского права), поскольку противоречивые взгляды относительно этогоучения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) как раз больше всегораспространились среди учёных-шафиитов! 

Крупнейший знаток хадисов(хафиз) Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад аль-Гурабили (790-835 г. х.),соратник Ибн Хаджара, написал следующее (я цитирую по его рукописи[5]):

«Ему (т.е. Ибн Хаджару), дапоможет нам Аллах извлечь пользу из его жизни, задали следующие вопросы обособенностях обращения с молитвами за Пророка (да благословит его Аллах иприветствует), будь то во время молитвы или нет, при обязательныхобстоятельствах или желательных: «Является ли одним из её (молитвы) условий,чтобы к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) относили (понятие) «саййада»(господство, лидерство), например, в выражениях «О Аллах, благослови нашегогосподина («саййидина») Мухаммада...» или «наилучшего из созданий» или«господина потомков Адама» и т.п.? Либо следует строго придерживаться выражения«О Аллах, благослови Мухаммада...»? Какой из этих двух подходов представляетсянаилучшим: включать слово «саййид» (господин) исходя из того, что оноявляется установленным атрибутом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует),или же не включать это слово исходя из того, что оно отсутствует в хадисах?» Он(Ибн Хаджар), да будет милостив к нему Аллах, ответил: «Да (разумеется), лучшевсего следовать тем словам, которые передаются в хадисах. Нельзя рассуждать(здесь) следующим образом: «Возможно, сам Пророк (да благословит его Аллах иприветствует) не произносил это из скромности, ведь он не говорил приупоминании своего имени — да благословит его Аллах и приветствует (салла-Ллаху‘аляйхи ва саллям), хотя его умме подобным образом поступатьрекомендуется», — ибо мы говорим, что если бы так было лучше (т.е. включать вмольбы слово «саййид»), то об этом передавалось бы от сподвижников, а затемот их последователей, однако ни в одном сообщении от сподвижника или последователянам такого не встречалось. А ведь это несмотря на то, что от них передаётсяочень много хадисов и сообщений[6]. У насесть Имам аш-Шафи’и, да возвысит Аллах его положение, один из наиболеевыдающихся людей в том, что касается почитания Пророка (да благословит егоАллах и приветствует), который в предисловии к своей книге, являющейся основным(правовым источником) для последователей его мазхаба, пишет: «О Аллах,благослови Мухаммада...» и далее: «...всякий раз, когда один из поминающихпоминает его, и всякий раз, когда один из забывчивых забывает его помянуть»;похоже, что это умозаключение он вывел из достоверного хадиса, в котором сообщается,что (однажды) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заметил, какМать правоверных[7]прославляла (Аллаха) в течение долгого времени и по многу раз, на что он сказалей: «...я трижды повторил четыре слова (фразы), но если (сравнить их) по весусо всем сказанным тобой с начала дня, (мои слова) обязательно перевесят! (Яговорил): «Слава Аллаху и хвала Ему (столько раз, сколько существует) Еготворений...». Он (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к Аллаху скраткими по форме, но объёмными по содержанию мольбами. Кади ‘Ийад выделилспециальную главу в своей книге «Аш-Шифа’» («Книга об исцелении»), посвящённуюмолитвам за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), где он привёлхадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), переданные некоторымисподвижниками и их последователями: ни в одном из них не упоминается слово «саййид»(господин):

а)  Хадис, переданный от‘Али, в котором сообщается, что он обучал их обращаться к Аллаху с молитвами заПророка (да благословит его Аллах и приветствует), используя следующие слова:«О Аллах, Распростёрший равнины и Сотворивший вершины, благослови наилучшимобразом и ниспошли Свои самые обильные благословения и любые оставшиесяприветствия Мухаммаду, Твоему рабу и Посланнику, открывающему то, что закрыто!»

б)  Также передаётся, что‘Али говорил: «Да благословят Аллах, Всемилостивый, Милосердный, ближайшие (кНему) Ангелы, Пророки, Наиправдивейшие (рабы Аллаха), Мученики (за веру),Праведники и все, кто прославляет Тебя, о Господь миров, — Мухаммада, сынаАбдуллаха, Печать Пророков, имама богобоязненных...» и далее.

в)  Со слов ‘Абдуллаха ибнМас‘уда передаётся, что он говорил: «О Аллах, благослови и ниспошли Своиблагословения и Своё милосердие Мухаммаду, Твоему рабу и Посланнику, имамудобродетели, посланнику милосердия...» и далее.

г)   Со слов аль-Хасанааль-Басри передаётся, что он говорил: «Любому, кто хочет испить чашу (воды),утоляющей жажду, из водоёма[8] (аль-хауд)Избранника (аль-Мустафа), следует говорить: «О Аллах, благословиМухаммада и его семейство, его сподвижников, его жён, его детей, его потомство,его домочадцев, его родственников (с обеих сторон), его помощников, егопоследователей и всех, кто возлюбил его».

Именно так он (т.е. кади ‘Ийад)писал в своей книге «Аш-Шифа’» относительно того, как обращались с молитвами заПророка (да благословит его Аллах и приветствует) его сподвижники и ихпоследователи, упомянув в ней помимо этого и прочие вещи. Да, в одном изхадисов от Ибн Мас‘уда, который приводит Ибн Маджа, действительно передаётся,что, обращаясь к Аллаху с молитвами за Пророка, он (якобы) говорил: «О Аллах,ниспошли Твои наилучшие благословения, милосердие и благодать господину («саййид»)Посланников...» и так далее, однако цепочка передатчиков (иснад) этого хадисаявляется слабой, поэтому хадису от ‘Али отдаётся большее предпочтение, ибоат-Табарани приводит его через приемлемую цепочку передатчиков. Этот хадиссодержит в себе трудные (для понимания) слова, которые я выделил и разъяснил вкниге «Фадль ан-наби» («Достоинства Пророка (да благословит его Аллах иприветствует!»), написанной Абуль Хасаном ибн аль-Фарисом. Некоторые из шафи’итовсказали, что если бы какой-нибудь человек дал клятву обратиться к Аллаху снаилучшей молитвой за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то,чтобы выполнить эту клятву, ему следовало бы сказать: «О Аллах, благословиМухаммада всякий раз, когда поминающие поминают его, а забывчивые забывают егопомянуть!» Ан-Навави сказал: «Наиболее соответствующими тому, что следуетопределить как истинное, являются следующие слова: «О Аллах, благословиМухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима...». Некоторыеученые из числа поздних поколений ответили на этот (вопрос), сказав, что ни водном из двух упомянутых способов не содержится каких-либо доказательств того,который из них является наилучшим в том, что касается хадисов, но в том, чтокасается значения, очевидно превосходство такого способа, где не упоминаетсяслово «саййид» (господин). Этот вопрос хорошо известен в книгах пофикху, и у всех без исключения учёных-правоведов, занимавшихся даннойтематикой, ни в одном из их высказываний не встречается слово «саййид».Если бы употребление данного слова было желательно, то это не ускользнуло бы отвнимания сразу всех учёных-правоведов и они не остались бы в неведении о нём.Всё благо заключено в следовании тому, что (достоверно) передаётся (в хадисах исообщениях), а Аллаху это ведомо лучше!» (Конец цитаты Ибн Хаджара).

Точку зрения Ибн Хаджара онеприемлемости называть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)словом «саййид» при обращении за него с молитвами к Аллаху, а обращатьсяза него с молитвами велено в Коране, также разделяют учёные-богословыханафитского мазхаба. Именно этого взгляда необходимо придерживаться, ибо онявляется наиболее истинным проявлением любви к нему (да благословит его Аллах иприветствует): «Скажи (о Мухаммад!):«Если любите вы Аллаха, то следуйте за мной, (и тогда) Аллах возлюбит вас ...» (сура«Семейство ‘Имрана», аят 31).

Руководствуясь этим(повелением), имам ан-Навави сказал в книге «Равдат ат-Талибин» (1/265): «Самой совершенной молитвой за Пророка (даблагословит его Аллах и приветствует) является (следующая): «О Аллах,благослови Мухаммада...», — и далее он привёл те же слова, которыесодержатся в форме молитвы под № 3, а ведь в ней не упоминается слово «саййид»!

4. Необходимо знать, что формымолитвы за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) под № 1 и № 4содержат в себе те слова, которым обучил своих сподвижников сам ПосланникАллаха (да благословит его Аллах и приветствует) после того, как они спросилиего, как им следует обращаться за него с молитвами к Аллаху; поэтому эти формымольбы приводятся в качестве свидетельства того, что они являются наилучшимиспособами вознесения молитв за него, ибо он выбирал для сподвижников или длясебя лишь то, в чём содержится наибольшее благо и польза. Имам ан-Навави, какбыло упомянуто ранее, поддержал (в своей книге «Равдат ат-Талибин») (томнение,) что если бы какому-нибудь человеку пришлось принести клятву обратитьсяк Аллаху с наилучшей молитвой за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует),которая только возможна, её не удалось бы выполнить как-то иначе, кроме какиспользовав эти слова.

Ас-Субки также привёл другуюпричину: любой, кто обращается к Аллаху со словами благословения, содержащимисяв этих мольбах, может быть полностью уверен, что он вознёс молитву за Пророка(да благословит его Аллах и приветствует); тот же, кто использует другие слова,испытывает сомнения: вознёс ли он молитву так, как это предписано, или нет?Подобным образом дело обстоит потому, что они спросили: «Как нам обращаться к Аллаху с молитвами за тебя?», а он ответил: «Говорите...»,тем самым определив для них, что при вознесении за него молитв им следуетговорить то-то и то-то. Об этом упомянул аль-Хайсами в «Ад-Дарр аль-Мандуд»(25/2), затем, сказав (27/1), что поставленная цель достигается при вознесениилюбой молитвы, слова которой передаются в достоверных хадисах.

5. Необходимо знать, что нетникаких оснований объединять все формы приведённых молитв за Пророка (даблагословит его Аллах и приветствует) в одну-единственную форму; тот же принципдействует в отношении различных форм ташаххуда, упомянутых ранее. По сути этобыло бы равносильно религиозному нововведению; Сунной же является произнесениекаждой из этих форм мольбы в разное время, как разъяснил шейх-уль-ислам ИбнТаймиййа при рассмотрении вопроса о такбирах, относящихся к двум исламскимпраздникам («Маджму‘ аль-Фатава» 29/253/1).

6. Учёный-богослов Сиддик ХасанХан, приведя в своей книге «Нузуль аль-Абрар би-ль-‘Ильм аль-Ма’сур миналь-’Ад‘ийа ва-ль-Азкар» многочисленные хадисы о достоинствах обращения кАллаху с частыми мольбами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует),пишет следующее (стр. 161): «Несомненно,что знатоки хадисов и те, кто занимается передачей Пречистой Сунны, опережаютостальных мусульман в том, что касается обращения за него (да благословит егоАллах и приветствует) к Аллаху с молитвами, ибо это является одной из ихобязанностей ввиду того, что, избрав для себя эту благородную стезю знания, онивозносят за него мольбы благословения перед каждым хадисом, и таким образом ихязыки постоянно поминают его (да благословит его Аллах и приветствует). Несуществует ни одной книги, посвященной Сунне, и ни одного сборника хадисов —«Джами‘», «Муснад», «Му‘джам», «Джуз’»[9]и др. - чтобы в них не содержались тысячи хадисов, а остальные сборники мало вчём от этого отличаются. Таким образом, это и есть «Спасшаяся община»[10]:основная масса знатоков хадисов, которые в День Воскресения окажутся наиболееблизки среди всех остальных людей к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллахи приветствует) и которым по всей вероятности в первую очередь будет даровано(Аллахом) его заступничество (да благословит его Аллах и приветствует), дастанут мои отец и мать выкупом за него! Эти достоинства, присущие знатокамхадисов, не сможет превзойти ни один человек, если только он не будет делатьещё больше из того, что совершают они... Поэтому я обращаюсь к тебе: если тыжелаешь обрести благо, ищешь спасение, да всё что угодно, тебе следует либосамому стать знатоком хадисов (мухаддисом), либо находиться рядом с ними; непоступай иначе... ибо помимо этого нет ничего, что принесло бы тебе пользу»(Конец цитаты Сиддика Хасан Хана).

Я прошу Пресвятого и ВсевышнегоАллаха причислить меня к этим знатокам хадисов, ближе всех остальных людейнаходящихся к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует);возможно, данная книга будет тому свидетельством. Да одарит Аллах СвоейМилостью имама Ахмада, который продекламировал (следующие строки):

 

Религия Мухаммада — вхадисах,

Наилучшие скакуны дляюноши — в традициях;

Не отворачивайся отхадиса и его знатоков,

Ибо мнение — ночь, ахадис — это день.

Может, несведущ юнец вРуководстве,

Хотя солнце сияет вовсём своём блеске!

 

Обращение к Аллаху (ду‘а) в первом ташаххуде

 Он (да благословит егоАллах и приветствует) также установил в качестве руководства произнесениемольбы (ду‘а) и в этом ташаххуде, сказав: «Когда вы усаживаетесь послекаждых двух рак‘атов, то произносите «ат-тахиййат»,а затем каждому из вас следует выбрать ту мольбу, которая ему больше нравится,и обратиться (с ней) к Всемогущему и Всевышнему Аллаху»[11].



[1] Тоесть что Всевышний Аллах не упомянул кого-либо ещё наряду с Пророком (да благословитего Аллах и приветствует) в 56-м аяте суры «Сонмы» (Прим. перев.).

[2] Абу Дауд и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочкупередатчиков.

[3] Сибавайх — известный ученый и знаток арабского языка, жившийво II в. х.

[4] Как было отмечено ранее, эта молитва также носит название«молитва Ибрахима» (Прим. перев.).

[5] Эта рукопись хранится в библиотеке «аз-Захириййа» (Дамаск).

[6] Здесь следует отметить, что слово «хадис» означает сообщение оПророке (да благословит его Аллах и приветствует), а слово «асар» - сообщение ословах или делах сподвижников или последователей. Иногда эти два слова могутиспользоваться в качестве синонимов (Прим. перев.).

[7] Здесь речь идёт о Джувайриййи бинт аль-Харис (да будет доволенею Аллах). Более подробно об этой истории см.: «Сады Праведных» имама ан-Навави(«Книга (о словах) поминания (Аллаха)», «Глава о достоинстве поминания (Аллаха)и побуждении к поминанию») (Прим. перев.).

[8] Здесь имеется в виду водоём Пророка (да благословит его Аллахи приветствует), о котором в «Сахих» аль-Бухари и Муслима сказано, что «...водаего белее молока, благоухание его приятнее аромата мускуса, а чаши (кувшины),стоящие на берегах его, (по численности своей) подобны звёздам небесным, икаждый из испивших воды его уже никогда не ощутит жажды». В «Сахих» аль-Бухарии Муслима, а также в других сборниках приводится множество хадисов, в которыхупоминается этот водоём (Прим. перев.).

[9] Прим. перев.: все определения взяты из книги доктора МахмудаТаххана «Пособие по терминологии хадисов» (М., 2002. С. 145-146):

«Джами‘» — любая книга, в которой её составитель разбиваетматериал на главы, посвященные всевозможным темам (например, «догматы религии»,«виды поклонения», «достоинства отдельных людей» и т.д.). Примером можетслужить «аль-Джами‘ ас-Сахих» имама аль-Бухари.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика