Слабость хадиса о возложении рук ниже пупка»
из книги Описание Молитвы Пророка салаллаху алайхи ва ссалам Шейх Ал-Албани р.а
Приложение № 2
Слабостьхадиса о возложении рук ниже пупка»
(из книг шейхааль-Албани «Ирва’ аль-Галиль» (353) и «Ахкам аль-Джана’из» (стр. 118)
Абу Дауд (756), ад-Даракутни(107), аль-Байхаки (2/310), Ахмад в книгах своего сына Абдуллаха «аль-Маса’иль»(62/2) и «аз-3ава’ид аль-Муснад» (1/110), а также Ибн Аби Шайба (1/156/1)передали:
со слов Абдурахмана ибн Исхака,со слов Зияда ибн Зайда ас-Сива’и, со слов Абу Джухайфы, со слов Али (да будетдоволен им Аллах), который сказал:
«Это из Сунны: возлагать однуладонь на другую ниже пупка во время молитвы».
У этого хадиса слабая (да‘иф)цепочка передатчиков (санад) из-за Абдурахмана ибн Исхака (аль-Васитиаль-Куфи), который является слабым рассказчиком. Более того, в этом хадисесодержится неясность (идтираб[1]),поскольку Абдурахман ибн Исхак передал его:
1) однажды со слов Зияда, сослов Абу Джухайфы, со слов Али (как в приведенной выше цепочке);
2) однажды со слов Ну‘мана ибнСа‘да, со слов Али (приводят ад-Даракутни и аль-Байхаки); и
3) однажды со слов Сияса АбульХакама, со слов Абу Ва’иля, который сообщил: «Абу Хурайра сказал: «Это изСунны...» (приводят Абу Дауд (758) и ад-Даракутни).
Слабость Абдурахмана ибнИсхака аль-Куфи в глазах имамов - знатоков хадисов
1. Абу Дауд сказал: «Я слышал,как Ахмад ибн Ханбал назвал Абдурахмана ибн Исхака аль-Куфи слабым (да‘иф)».[Вот почему имам Ахмад не принял от него этот хадис, поскольку его сын Абдуллахсказал: «Я видел, как мой отец во время молитвы возлагал свои руки одну надругую выше пупка»].
2. Ан-Навави говорит в «Маджму‘»(3/313), «Шарх Сахих Муслим» и в других своих книгах: «Они (знатоки хадисов)согласны в том, что это слабый хадис, поскольку он передается от Абдурахманаибн Исхака аль-Васити, являющегося слабым рассказчиком, как в том единодушныимамы Джарха и Та‘диля[2]».
3. Зайла’и сказал в «Насбар-Райах» (1/314): «аль-Байхаки сказал в «аль-Ма‘рифа»: «Цепочка этого хадисаявляется шаткой, ибо она передается только через Абдурахмана ибн Исхакааль-Васити, который является лжецом (матрук)».
4. Ибн Хаджар указывает в «Фатхаль-Бари» (2/186): «Это слабый хадис».
Что еще более делает этот хадисслабым, так это то, что он противоречит другому передаваемому хадису от Али,цепочка передатчиков которого лучше. Таковым является хадис Ибн Джарирааль-Дабби’, который сообщил со слов своего отца, сказавшего: «Я видел, как Али(да будет доволен им Аллах) держал свою левую руку правой за запястье вышепупка». Цепочка передатчиков этого хадиса может претендовать на то, чтобысчитаться хорошей: аль-Байхаки (1/301) с полной уверенностью называл этот хадисхорошим, а аль-Бухари (1/301) указывал на него со всей определенностью, приводяего в форме «та‘лик»[3].
Что касается достоверныхсообщений от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) относительноположения рук, то они заключаются в том, что руки должны находиться на груди;на этот счет существует множество хадисов, среди которых, например, можнопривести хадис от Тавуса, который сказал: «Посланник Аллаха (да благословит егоАллах и приветствует) возлагал свою правую руку на левую руку и сжимал ихкрепко на своей груди во время молитвы». (Передал Абу Дауд (759) с достовернымиснадом. Хотя этот хадис и передается в форме «мурсаль»[4], онявляется достаточным в качестве свидетельства для всех мусульманских ученых,несмотря на их различное мнение относительно хадисов «мурсаль»,поскольку (во-первых) он является достоверным в цепочке «мурсаль», (аво-вторых) он передается также в форме «маусуль»[5] вомногих сообщениях. Исходя из изложенного, этот хадис действителен в качествесвидетельства для каждого (человека). Некоторые из сообщений, подтверждающихего, следующие:
1. От Ваиля ибн Худжра, «что онвидел, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) клал свою правуюкисть на левую и возлагал их на своей груди». Сообщили Ибн Хузайма в «ас-Сахих»(«Насб ар-Райах», 1/314) и аль-Байхаки в «ас-Сунан» (2/30) через две цепочкипередатчиков, подкрепляющих друг друга.
2. От Кабисы ибн Хульба со словего отца, который сказал: «Я видел, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)уходил (с места молитвы, повернувшись) и направо, и налево[6], и явидел, как он возлагал это на своей груди — Йахья (ибн Са‘ид) упомянул о правой(кисти) на левой повыше сустава». (Сообщил Ахмад (5/226) с цепочкойпередатчиков, отвечающей требованиям Муслима, за исключением Кабисы, но егоназывали надежным рассказчиком ‘Иджли и Ибн Хиббан; однако никто не передаетчерез него, кроме Симака ибн Харба, о котором Ибн аль-Мадини и ан-Наса’исказали: «Неизвестен», а Ибн Хаджар в «Такриб» сказал: «Он «макбуль»(т.е. приемлем при условии, что он подкреплен (другими)». Хадисы от такихпередатчиков, как он, являются хорошими, если используются в качествеподтверждающих сообщений, и поэтому ат-Тирмизи сказал после приведения частиэтого хадиса, где упоминается, что левая кисть берется правой: «Это хорошийхадис».
Таким образом, эти три хадисауказывают на то, что возложение рук на груди является Сунной, и у того, ктозаймется их внимательным изучением, не останется сомнений, что они достаточны вкачестве подтверждения этой Сунны.
[1] Слово «идтираб» образовано от глагола «идтараба» - «бытьнеясным; приводить в беспорядок», от которого образовано слово «мудтариб». «Вкачестве термина это слово используется для обозначения такого хадиса, которыйпередается различными, но равными по силе путями. [Под хадисом «мудтариб»]имеется в виду хадис, передающийся в разных и противоречащих друг другу формах,в результате чего нет никакой возможности согласовать их между собой. При этомвсе его версии, передаваемые различными путями, равны друг другу по силе иникакой из них нельзя отдать предпочтение перед другой независимо от использованныхкритериев предпочтения» (С. 91. — Прим. перев.) Здесь и далее определение иобъяснение различных форм хадисов приводится по книге доктора Махмуда Таххана«Пособие по терминологии хадисов» (М., 2002).
[2] Джарх и та‘диль — «отвод и подтверждение». «Поскольку суждениео достоверности или слабости хадиса основывается на целом ряде выводов, в томчисле выводе о честности или нечестности, точности или неточности передатчиков,улемы занимались составлением книг, в которых со ссылкой на достойных довериязнатоков подтверждения приводились такие и подобные им данные о передатчикаххадисов, что и называлось «подтверждением» (та‘диль). Кроме того, в такихкнигах указывались причины, в силу которых честность, точность или памятьнекоторых передатчиков подвергались сомнению, что также подкреплялось ссылкамина знатоков и именовалось «отводом» (джарх)» (С. 127. - Прим. перев.).
[3] Та‘лик — «подвешенный». Это слово, а также «слово «му‘алляк»(подвешенный) ...[образовано] от глагола «алляка» («подвешивать что-либо кчему-либо»)... В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, вначале иснада которого пропущено имя одного или нескольких друг за другомпередатчиков. «...если «подвешенный» хадис приводится в такой книге, гдесодержатся одни лишь достоверные сообщения, например, в «Сахихах» аль-Бухари иМуслима, то на него распространяется действие особого суждения, о чем можносказать следующее: улемы занимались исследованием «подвешенных» хадисов,приводящихся в «Сахих» аль-Бухари, и приводили их непрерывные иснады». (С.54—56. — Прим. перев.).
[4] Мурсаль — «отпущенный». Это слово образовано «от глагола«арсаля» («отпускать»). В качестве термина это слово служит для обозначенияхадиса, передаваемого передатчиком со слов того человека, с которым онвстречался или который был его современником. При этом на самом деле данныйпередатчик его не слушал, но тем не менее при передаче он употребляет такиеслова, которые позволяют сделать допущение, что он слушал этот хадис либо непосредственноот него, либо от того, кто слышал его от этого человека, например: «Онсказал...» (С. 68. — Прим. перев.).
[5] Маусуль — «непрерывный». Синонимом хадисов, относящихся ккатегории «маусуль», является слово «муттасиль», образованное от глагола«иттасаля» («быть непрерывным»). В качестве термина слово «муттасиль»используется для обозначения хадисов с непрерывными иснадами, которые относятсяк категориям «марфу‘» или «маукуф». (С. 114. — Прим. перев.). В свою очередьслово «марфу‘» (восходящий) «в качестве термина... используется для обозначенияслов (кауль), действий (фи‘ль), невысказанного одобрения (такрир) или качеств(сифа), относимых к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)», а слово«маукуф» («остановленный») «в качестве термина... используется для обозначенияслов (кауль), действий (фи‘ль) или невысказанного одобрения, относимого ккому-либо из сподвижников». (С. 107, 108. — Прим. перев.).
[6] Ср. с хадисом № 446, «Сахих аль-Бухари» (краткое изложение),1-е изд. на русском яз., С. 221 (Прим. перев.).