В каких ситуациях разрешено открывать лицо (снимать никаб)?
Вопрос:
Мы знаем, что самое правильное мнение среди ученых – то, что женщины должны покрыть их лица, но есть много ситуаций, где женщины не могут покрыть их лица. Не могли бы вы разъяснить более подробно эту тему?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Самое правильное мнение, которое поддержано свидетельством, – то, что обязательное покрыть лицо, поэтому молодым женщинам запрещают раскрыть их лица перед не махрамаи им мужчинами, чтобы избежать любого вреда, и они должны конечно сделать так, когда есть опасение фитны (искушение).
На этом основании, факихи (ученные по фикху) заявили, что в определенных ситуациях, женщинам разрешают раскрыть их лица перед не махрамами мужчинами, когда необходимо сделать так, и это разрешает тем мужчинам, при условии, что это не выходит за пределы границ того, что является необходимым, потому что то, что разрешается на основаниях по необходимости, не должно быть преувеличено.
Этим специальным ситуациям можно подвести итог следующим образом:
1. Предложение брака.
Разрешается для женщине раскрыть ее лицо и руки перед человеком, который хочет предложить ей брак, так, чтобы он мог видеть их, не будучи одним с ней и не трогая ее, потому что лицо дает признак уродства или красоты, и руки, дают признак того, стройно ли женшина или полна свою очередь Абу Фарадж Ал Макдиси сказал: “ученые не отличаются относительно допустимости смотрения на лицо… определить красоту.” Много хадисов, указывает, что это допустимо для мужчины смотреть на женщину, которой он предлагает брак.
Среди них – следующее:
1. Ибн Сахль, который Саад (да будет доволен им Аллах) говорил: “Женщина прибыла к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказала, “O Посланник Аллаха, я прибыла предложить себя вам для брака.” Так Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) посмотрел на нее, он поднял свой пристальный взгляд и пристально посмотрел в нее, затем он понизил свою голову. Когда женщина видела, что он не принял никакого решения, она села. Затем мужчина среди его сподвижников встал и сказал, “O Посланник Аллаха, если вы не хотите женить ее, то женят ее ко мне.” .” (Сообщается Аль-Бухари, 7/19; Муслим, 4/143; Аль-Нисаи bi Sharh Al-Suyooti, 6/113; Аль-Байхаки, 7/84).
2. Абу Хурайра (да будет Аллах доволен им) сказал: “Я был с Пророком, и человек приехал к нему и сказал ему, что он женился на женщине ансааров. Посланник Аллаха (саллалахи алеихи уа саллам), сказал: “Вы смотрели на нее?” Он сказал: “Нет”. Он сказал: “Пойдите и взгляние на нее” ( Приводится у Ахмада , 2/286, 299; Муслима, 4/142; Аль-Нисаи, 2/73).
Ибн Кадаама сказал: “Это не разрешает для жениха быть одним с нею, потому что еше считается запрешеннои для него , и только взгляд разрешается, потому нет никакой гарантии, что он не будет делать кое-чего из запрешенного, если он будет один с нею. Он не должен смотреть на нее в похотливой или подозрительной манере”. Мужчина может смотреть на нее неоднократно, проверяя ее особенности, потому что желаемая цель не может быть достигнута никаким другим способом”.
2. Деловые торговые связи.
Разрешается для женщины раскрыть ее лицо и руки, покупая или продавая, и разрешено для продавца видеть ее лицо, когда он передает товары и спрашивает деньги, при условии, что это не будет приводить к фитне (искушению) – иначе это запрещается.
Ибн Кадаама сказал: “Если человек имеет дело с женщиной, продавая или арендуя, он может смотреть на ее лицо, таким образом он знает, кем она является, и может возвратиться к ней, когда, когда дело завершено”.
Сообщалось, что Ахмад сказал, что это макрух (нежелательно) в случае если женщина молода, но не в случае если она в возрасте, и в случае, где есть опасение относительно фитны, или где нет никакой потребности в этой коммерческой сделке. Но в случаях, где это необходимо это не считается запрешенным. (Аль-Мугни, 7/459; al-Sharh al-Kabeer ‘ala Matan al-Muqni’, 7/348 bi Haamish al-Mughni; al-Hidaayah ma’a Takmilat Fath al-Qadeer, 10/24)
Аль-Дасуги сказал: “Когда даются показания относительно женщины, которая носит нигааб (завеса лица), она должна поднять завесу. Это применяется в случае брака и других дел, типа продажи, предоставление подарков, долгов, доверенности, и так далее. Это – мнение, одобренное нашим шеихом”. (Haashiyat al-Dasooqi ‘ala’l-Sharh al-Kabeer, 4/194).
3. Лечение .
Женщине разрешается раскрыть места ее болезни, находится ли это на ее лице или в другом месте на ее теле, для доктора мужского пола, при условии что ее муж или махрам тоже будет участвоватьи при условии, если не будет женшины врача.Так же при наличии врача мужчины мусульманина, не разрешается быть осмотренным врачом немусульманином. Это не допустимо для доктора смотреть на неё или касаться ее больше чем, необходимо, потому что проблема - в необходимости и она не должна быть преувеличена. Ибн ‘Аабидин сказал: “Он сказал в аль-джаура: если болезнь находится в какой-нибудь части ее тела, кроме ее интимного места, то это вопрос необходимости. Если болезнь находится в ее имтимной месте, он (доктор) должен объяснить женщине, как рассмотреть это. Если нет никого, кто может сделать это, и они боятся, что она может умереть или пострадать, то они должны покрыть все ее тело, кроме участка болезни, то мужчина может рассмотреть ее, но он должен избежать смотреть на нее столько, сколько он может, и смотреть только на участок болезни, которую он рассматривает. “(Radd al-Muhtaar, 5/237. См. также, ал Хидая
4. Показания(свидетельство).
Шаих Ал Дардеер сказал: “не разрешают дать показания против женщины в никабе, пока она не раскрывает ее лицо так, чтобы могло быть известно, кем она является (Al-Sharh al-Kabeer li’l-Shaykh al-Dardeer, 4/194) Ибн Кадаама сказал: “свидетель может смотреть на лицо женщины, против которой он свидетельствует так, чтобы его доказательство говорило о ней в определенных сроках. Ахмад сказал: ‘Он не может свидетельствовать против женщины, если он не знает, кто она.’” (Аль-Мугни, 7/459; al-Sharh
5. На суде.
Это допустимо для женщины раскрыть ее лицо перед судьеи, который должен управлять или в ее пользе или против нее, и в этой ситуации он может смотреть на ее лицо, чтобы знать, кем она является и ради защиты прав людей. Те же самые правила, которые обращаются к даванию показаний или засвидетельствовать также, применяются в случаях суда, потому что они удовлетворяют ту же самую цель. (См. Al-Durar al-Mukhtaar, 5/237; Al-Hadiyah al-’Alaa’iyah, p. 244; Al-Hadiyah ma’a Takmilat Fath).
6. Маленький мальчик.
Допустимо – согласно одному из двух сообщений – для женщины показать перед маленьким мальчиком, который не чувствует никакого физического желания то,что она показывает перед ее махрамами, потому что он не имеет никакого интереса в женщинах, и это допустимо для него видеть все это. Шеих Абу-л Фарадж ал Магдиси сказал: “маленький мальчик, который не чувствует никакого физического желания, может видеть части тела женщины выше пупка и ниже колена, согласно одному из двух сообщений, потому что Аллах говорит (интерпретация значений): “Пусть невольникикоторыми овладели ваши десницы и те кто не достиг половои зрелости…” Ан Нур (58) “Когда дети из вашего числа достигнут половой зрелости то пусть они спрашивают разрешения” Ан Нур 59. Это указывает, что есть дифференцирование между теми, кто достиг половой зрелости и тех, кто нет. … Что касается маленьких мальчиков, которые не зрелы, нет необходимости покрытваться перед ними вообще.” (Al-Sharh al-Kabeer ‘крыло Matan al-Muqni’, 7/349. См. также Al-Mughni, 7/458 и Ghada’ al-Albaab, 1/97).
7 . Мужчина не имеющий желания к женшинам.
Является допустимым для женщины показать перед мужчинои, который не имеет никакого желания то, что она может показать перед ее махрамами, потому что он не имеет никакого интереса в женщинах, и ему разрешают видеть все это. “Скажи верующим женшинам,чтобы они опускали взоры свои и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас за исключением тех которые видны….или слуг из числа мужчин лишенных вожделения…” Ан Нур-31
8. Престарелые женшины, которые уже не могут состоять в браке.
Могут раскрыть их лица не немахрамами им мужчинами, но все еще лучше для них остаться покрытым. Аллах говорит (интерпретация относительно значения): “Нет греха на престарелых женшинах,которые не надеются на замужество ,если они снимут верхню одежду,не показывая своеи красы.Но воздерживатся этого лучше для них.Аллах-Слыщащии,Знающий” Ан Нур-60
9. Перед женшинами кафиров.
Мнение ученых отличались относительно того, как мусульманская женщина должна появиться перед женщинами каафиров. Ибн Кадаама сказал: “управление относительно женщин, имеющих дело с женщинами – то же самое как то, относительно мужчин, имеющих дело с мужчинами. Нет никакого различия между мусульманами, и никаким различием между мусульманской женщиной и зимми (немусульманин, живущий согласно мусульманскому правилу) женщина. Так же, как нет никакого различия между двумя мусульманскими мужчинами или между мусульманином и зимми, когда это наблюдают. Ахмад сказал: Некоторые люди думают, что она не должна снять ее покрытие головы перед женщинами иудеев или христиан. Однако, я думаю, что она ( иудеика или христианка) не должна видеть интимную часть (мусульманской женщины), или сопровождать ее, когда она рождает (то есть, она не должна быть ее акушеркой, потому что она будет смотреть на самую интимную часть ее тела, когда она рождает – кроме в случаях по необходимости, как обсуждено выше). ‘” О другом мнении сообщали от Ахмада, согласно который мусульманская женщина не должна убирать ее никаб перед зимми женщиной, потому что Аллах говорит Ан Нур 24:31.: “Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете.”
10. Хадж и Умра.
В это время, женшинам запрещают носить никаб и перчатки, потому что Посланник Аллаха (саллалахи алеихи уа саллам) сказал: “Женщина, которая находится в ихраме, не должна носить никаб или перчатки.” Если женщина должна покрыть ее лицо, потому что мужчины проходят рядом с нею, или она красива и уверена, что мужчины смотрят на нее, она должна понизить часть головы, покрывающей ее лицо, из-за хадиса Аишы, в котором она сказала: “Всадники проходили мимо нас, и мы были в ихраме с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда они приблизились, каждый из нас спустил её джильбаб над ее лицом, и когда они ушли, мы открыли свои лица снова.”- ситуации, в которых это является приемлемым для женщины раскрыть ее лицо и руки, объясненные подробно фукихами и учеными.
Но есть одна другая ситуация, которая заслуживает нашего внимания.
11. По принуждению.
Некоторые репрессивные режимы определили резкие законы, которые идут против религии Ислама и против Аллаха и Его Посланника. Эти законы препятствуют мусульманским женщинам носить надлежащий хиджаб, и некоторые из них даже снимают их никаб силой и подвергают их худшему типу притеснения и преследования. Женщины, которые носят никаб, были подвергнуты преследованию в определенных европейских странах, где все это делалось чтоб подвергнуть, чтобы вредить, и Исламу и приказам Пророка (саллалахи алеихи уа саллам). Поэтому, когда женщина уверена, что она, вероятно, будет подвергнута невыносимому преследованию, ей разрешают раскрыть ее лицо. Лучше следовать за академическим мнением, которое менее правильно чем выставить себя, чтобы волноваться в руках злых мужчин. Если женщине разрешают раскрыть ее лицо и руки в ситуациях, описанных выше, которые не вовлекают силу или преследование, то конечно более вероятно, что ей разрешают раскрыть их, когда она сталкивается с угрозой обычно запрещенное разрешаются, в рамках того, что является строго необходимым, поскольку ученые заявили, но это не должно дать повод для того, чтоб относится к вопросу покрытия лица с легкостью. Каждая женщина должна оценить ситуацию, в которой она живет и учиться из ее собственного опыта и тех из других, так, чтобы она убедилась из того, что является случаем реальной потребности, в противоположность ее собственным прихотям и слабостям. Хотя женщинам разрешают раскрыть их лица и руки в исключительном случаях, но не допускается показывать свои украшения, быть накрашенной косметикой . Запрещается для них показать эти вещи перед немахрамами мужчинами, согласно всем фукихам, потому что Аллах говорит (интерпретация относительно значения: “Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете.” [al-Noor 24:31], и потому что нет никакой потребности делать так. (Hijaab al-Muslimah bayna Intihaal wa Ta’weel al-Jaahileen, p. 239).
Мы просим, чтобы Аллах наставил мусульман. Да Благословит Аллах нашего пророка Мухаммада . Hijaab al-Muslimah bayna Intihaal wa Ta’weel al-Jaahileen, p. 239
по материалам islam-qa.com