Допустимо ли открывать аурат при необходимости, как например в больнице при лечении или операции?

Вопрос:
Допустимо ли мужчине, который лежит в больнице, показывать своиорганы медикам женщинам (и наоборот женщина мужчине)? Например: Пришло времяуколов, медсестра должна сделать укол и укол она должна сделать в зад, как бытьв этой ситуаций (к женщине укол делает медбрат)? Или медсестра должна очиститькишечник для рентгена и должна ввести клизму? Допустим мужчине сделали операциюв области паха и пришло время перевязки, а в больнице нет медбрата или не егосмена и все там медсестры (и наоборот женщине делает перевязку медбрат). Какбыть? Дать ей (ему) сделать перевязки, тем самым обнажить перед ней (ним)аурат? Или ни коим образом не давать ей (ему) это сделать, что приведет к болеехудшему состоянию вплоть до того, что начнется заражение и гангрена и т.д? Чтоделать если в больнице гинеколог и акушер-гинеколог является мужчинами, а женавот вот родит? Примечание всё происходит в странах бывшего снг, где нетспециальных медпунктов для мужчин и для женщин.

Ответ: Ассаламалейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху.Вопросчастный  по предмету, но очень общий в отношении похожего рода положениями состояниям, которые можно сформулировать одной фразой, а это наличие в основесвоей запрета на совершение того или иного действия, а затем наличие остройнужды либо в действительности, либо в предположении человека, в совершенииэтого действия.Ив ввиду общего смысла этого положения решил не просто ответить на этот частныйвопрос, однако указать на те основы и принципы, которые лежат в основе этого иподобного ему тысячах похожих ситуаций. И это для того, чтобы мусульманин,боящийся Аллаха, если поймет эти принципы и положения сможет практиковать это всвоей жизни без того, чтобы спрашивать каждый раз когда попадает в отдельнуючастную, однако абсолютно похожую на другую ситуацию.Дляначала следует знать, что все приказы и запреты и в общем шариатские положениявозвращаются к сохранению целей шариата в созданиях. И эти цели не переходяттри категории:

Либоэто будут положения, связанные с острой необходимостью (дарурия), либо с нуждой(хаджия), либо с облегчением и степенью роскоши (тахсиния).

1. Острая необходимость: Смыслположений связанных с острой необходимостью (дарурият) заключаются в том, чтобез них невозможно существование жизни и религии. Таким образом если они будутпотеряны, то жизнь не будет упорядочена, однако в ней будет фасад,преступления, потеря жизни, а в следующей жизни потеря спасения и явный убыток. Исуть необходимости заключается в пяти вещах: Сохранениерелигии. Сохранениежизни. Сохранениепотомства. Сохранениеимущества. Сохранениеразума.

2. Нужда: Смыслположений связанных с нуждой заключается в том, что в этом естьнужда  для удаления затруднения, которое в большинстве случаев приводит ксильному затруднению.

3. Роскошь: Смыслположений связанных со степенью роскоши заключается в том, чтобы пользоватьсятем, что требуют хорошие традиции, поведение.

См."аль-Муафакат имама аш-Шатыби" 2265\267.

Ито, что нас здесь интересует, это вопрос сохранения жизни и здоровья, чтоявляется из раздела дарурият (острой необходимости). Затему нас есть основные положения в шариате, приказы, запреты и есть исключения.

Пришлов энциклопедии следующее положение вопросов необходимости:

Необходимость"Дарура". 
Определение"ат-Та’риф".

Необходимость(ад-дарура) в арабском языке имя происходящее от:????????чтоозначает сильную нужду. Иопределил аль-Джиржани "ад-даруру" как происшествие, котороеневозможно оттолкнуть (отвести, избежать). И взначении специалистов по фикху – это достижение человеком состояния, когда,если он не употребит (использует, совершит) запретное, то погибнет или будетблизок к смерти. Как сильно нуждающийся в еде или одежде, если останетсяголодным или раздетым, то умрет или один из его органов будет поврежден. Этоположение позволяет употребить (сделать, использовать) запретное.

Шариатские доказательства, указывающие на принятие вовнимание острой необходимости (ад-дарура) в шариатских положениях:

Шариатские положения бывают двух видов:

И пришло в Коране и Сунне то, что указывает на законностьдействий в соответствие с исключительными положениями, которые требуетнеобходимость. Которые также поддерживают и подкрепляют принцип облегчения иотсутствия затруднения, что является основными описаниями религии Ислам и егошариата. Что касается Корана, то в нем есть несколько аятов,указывающих на законность совершения действий в соответствие с тем, что требуетнеобходимость.

Из них слово Аллаха: "Он запретил вам мертвечину,кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если жекто-либо вынужден съесть запретное не проявляя ослушания и не переступаяпределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах – Прощающий,Милосердный". Сура аль-Бакара 173.

Также слово Аллаха: "Почему вы не должны есть изтого, над чем произнесено имя Аллаха, в то время как Он уже подробно разъяснилвам, что вам запрещено, если только вы  не будете принуждены кэтому?". Сура аль- Ан’ам 119.

Эти два аяты и другие разъясняют запрет принятия в пищуопределенных видов еды, как мертвечина и подобное этому. Также эти аятывключают в себя исключение состояния необходимости по причине сохранения жизниот погибели. И исключение из запрета – как сказал аль-Баздауи:"разрешение" (аль-ибаха).

Условия наличия состояния необходимости.

1.Обуславливается для разрешения действовать всоответствие с состоянием необходимости следующие положения:Необходимо,чтобы необходимость действительно имела место(существовала), а не просто была ожидаемая. Проявляется это правило вфихковских вопросах, которые строятся на послаблениях (рухса). Изкоторых:Обуславливают специалисты по фикху для наличия положенияпринуждения (аль-икрах) – страх принуждаемого перед исполнением того,чем емуугрожают, страх на основе сильного предположения основанного надействительности.
Сказал Умейра (шафиитский ученый):"Если не будет нужды вдействительности, то можно ли брать то, что может произойти (в будущем)?Очевидно что нет. Как приобретение собаки тем, у кого может появится пашня ит.д." См. Хашията Кальюби и Умейра 6\224.
Сказал имам аш-Шатыби:"Будет правильным оставаться с основой азыма(основные, первоначальные положения, а не исключения), кроме как при наличиисильного затруднения. Так как терпение лучше. Если только это не приведет квреду человека в его разуме или его религии. И суть этого в том, что человек неможет терпеть (в этом случае), так приказывается терпеть лишь тому, кто можетэто".См. Аль-Муафакат 336\1.

2. Необходимо, чтобы не было другого средства для отталкивания необходимости кромекак противоречие шариатским запретам и приказам.
СказалАбу Бакр аль-Джасас в тафсире слов Аллаха "Он уже подробно разъяснилвам, что вам запрещено, если только вы  не будете принуждены кэтому?""Смысл необходимости здесь – страх вреда жизниили некоторым органам по причине оставления еды. И под этим есть два смысла:Одноиз них, что это произойдет там где нет ничего кроме мертвечины.Второеесли будет что-то кроме мертвечины, однако он был принужден есть под угрозой,по причине которой боится за свою жизнь или орган. И оба эти смысла есть ваяте". См.Ахкаму ль-Коран. аль-Джасас.

3. Вынужденный обязан соблюдать степеньнеобходимости. Так как то, что разрешено по причине необходимостипредполагается и измеряется в соответствии со степенью этой необходимости. Иопираясь на эту основу большинство ученых сказали, что вынужденному нельзя естьиз мертвечины кроме того, что будет достаточно для  утоления голода.

4. Является необходимым длявынужденного принимать во внимание принцип отталкивания самого сильного вреда,затем послабее. Самое отвратительное, затем  отвратительное в меньшейстепени. Поэтому тот, кто будет принужден к убийству мусульманина, таким образом, что если он откажется, то будет сам убит, в этом случае он долженвытерпеть свое убийство, так так  его смерть несет меньше вреда, чемсовершением им убийства другого мусульманина. Если же он сможет оттолкнутьпринуждающего какой то другой причиной, то это будет обязательным для него, таккак он может в этом случае оттолкнуть вред. 5.Вынужденный не должен совершать действие, в котором нет послабления  нипри каких обстоятельствах.
Говоритибн Абидин: "Принуждение к грехам бывает несколько видов. Есть вид, прикотором разрешается совершить действие и он будет вознагражден если оставитэто. Как сказать слово неверия, ругание Пророка, да будет доволен им Аллаха,оставление намаза и т.д.. Другой вид, который запрещается делать, и совершающийего берет грех. Как прелюбодеяние, убийство мусульманина, отрезание его органа,нанесение сильных ранящих ударов".См.Хашия дар аль-Мухтар 6\425.

Состояниянеобходимости:

Послеисследования выражений специалистов по фикху и муфассиров становится ясно, чтосамые важные состояния необходимости бывают следующие: 

-Нужда в употреблении запретного из еды или питья.
-Нужда во взгляде (на запретное) и прикосновения для лечения.
-Нужда в причинении вреда жизни или совершении гнусного поступка.
-Нужда во взятии чужого имущества и его порчи.
-Нужда в том, чтобы сказать неправду (т.е. все, что противоречит истине, какслова куфра и т.д.)
См.Аль-Маусуату ль- Фикхия 10109\2.

Еслимы возьмем эти положения и попытаемся опустить их на наш вопрос. Первое,что мы должны узнать, это какова основа в нем? СказалПосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе Абу Саидаль-Худри, да будет доволен им Аллаха:"Нельзямужчине смотреть на аурат другого мужчины и нельзя смотреть женщине на ауратдругой женщины". Муслим2793, ат-Тирмизи 661, ибн Маджа 794.
Затемследует определить уровень и степень запретного, из какой категории? Из остройнеобходимости или нужды или облегчения и некого вида роскоши? Нетсомнения, что закрытие аурата, само по себе, не является тем, без чегочеловек  может лишится жизни или здоровья, т.е. это не из категориидарурият. Следовательно,когда следование этому запрету приведет к столкновению с тем, что более важнеедля шариата, чем закрытие аурата, а это сохранение жизни и здоровьямусульманина с учетом всех вышеупомянутых условий, нет сомнения, что спасениежизни и здоровья ставится вперед. Так как сам мусульманин, его здоровье –основа, закрытие же аурата - одно из дополняющих и украшающих эту основуположений и нельзя во что бы то ни стало принимать во внимание нечтодополнительное и второстепенное по отношению к основе, даже если это приведет куничтожению самой основы. См.Аль-Муафакат 2\269. 
И всоответствие с этим пришли слова ученых.
Сказалибн Кудама: "Разрешается врачу смотреть на то, в чем есть нужда из телаженщины, для которой он не является махрамом, на аурат или что другое, так какв этом есть нужда".См.Аль-Мугний 459\7.
Сказалаш-Ширбини аль-Хатыб: "Знай, что все то, что предшествовало из запретавзгляда или прикосновения это будет когда нет в этом нужды. Когда же естьнужда, то взгляд и прикосновение разрешены для хиджамы, спускания крови илечения, даже если это будет в половом органе по причине острой нужды. Так какв запрете в этом случае есть сильное затруднение". См.Мугний аль-Мухтаж 123\3. Аль-Маусуатуаль- Фикхия 11139\2. 

Быласпрошена Постоянная Комиссия:

Вопрос фетвы под номером 17172.

Вопрос 1: Больной, мужчина или женщина, входит в операционную и некоторые операции требуют открытия аурата (половых органов) и неограничивается открытие аурата только перед доктором проводящим операцию,однако каждый кто входят в операционную (члены медперсонала) смотрят на этогобольного или больную.

Ответ:Нельзя смотреть на аурат больного кроме при необходимости вэтом и необходимость предполагается в соответствие со степенью нужды в этом.Поэтому они не должны видеть лишь то, в чем есть нужда для лечения. И не разрешаетсяэто кроме как для врача или хирурга, который непосредственно имеет отношение клечению. Поэтому нельзя кому-то другому смотреть на аурат, кроме как если онбудет вынужден сделать это по причине его соучастия в лечении.

Вопрос 2:
Разрешено ли медсестре открыть аурат мужчины для лечения,как например для перевязки, или промытия его анального отверстия от геморрояили установления пробирки (шланга) для мочи?

Ответ: Не разрешается медсестре открывать аурат мужчины длялечения кроме как она будет вынуждена сделать это в случае отсутствия вбольнице мужчин (способных это сделать). И является обязательным относится серьезно к этому вопросу.

Постояннаякоммисия для научных исследований и фатвы. Членыкомиссии: АбдуЛЛах Гудаян, Бакр Абу Зейд, Абдуль-Азиз Али шейх, Салих Фаузан. Главакоммисии: Абдуль-Азиз ибн Баз.

Также:
Вопросфетвы номер 3434.

Вопрос:На факультете медицины изучаются женские болезни и вопросы связанные с родами,затем есть положения связанные с практикой, присутствовать при которых являетсяобязательным для студентами от этого зависит успешное сдавание экзаменов в этомпредмете для того, чтобы перейти в следующею стадию обучения. Это и естьпричина нашего затруднения. 

Ответ:Основа – обязательность скрытия аурата как для мужчин, так и для женщин. Ауратмужчины от пупка до колен. Женщина – полностью аурат, кроме ее лица и кистей внамазе и положении ихрама. Если же она видит мужчин не являющихся для неемахрамом, а также они ее видят, то является обязательным для нее скрыть все еетело и лицо, все равно будет это в намазе или ихраме, в Хадже или Омра.Разрешаетсяоткрыть аурат, если в этом будет нужда. Также разрешается смотреть на аурат,если в этом будет шариатская польза. И из этого (один из видов шариатскойпользы) – взгляд студентов и студенток на женщин в течение проведения операциисвязанной с женскими болезнями и родами. И это по причине успешной сдачиэкзаменов по этому предмету для того, чтобы перейти в следующую стадиюобучения, и так до тех пор пока студент или студентка не окончат учебу.Ишариатская польза, которая следует за разрешением этого – получениедостаточного количества врачей мужчин и женщин из числа мусульман. Если же этобудет запрещено, то это будет причиной нужды во врачах, женщинах и мужчинах,которые не являются мусульманами. И в этом есть много вреда, в то время какисламский шариат пришел с целью достижения польз и отталкивания вреда.

Постояннаякоммисия для научных исследований и фатвы. Членкоммисии: АбдуЛлах Гудаян. Заместительглавы: АбдуРаззак Афифи. Глава:Абдуль-Азиз ибн Баз.

Намереннопривел вторую фатву несмотря на то, что кому-то может показаться, что она дажепротиворечит первой, так как учеба в медицинском институте не является чем-тоостро необходимым для отдельного человека. В то время как нет абсолютноникакого противоречия между двумя фатвами, так во второй речь идет не просто ошариатской пользе, однако о великой пользе, которая является средством длясохранения одного из основного интереса шариата из раздела дарурият, асохранение жизни и здоровья.Иэта обязательность хоть и не связана в основе своей с отдельным человек, однаков общем это является обязательным для мусульманского общества тем, чтоназывается:??? ???????Фард аль-кифая. Таккак без этой причины невозможно сохранить в том, что есть острая необходимость– дарура  - сохранение жизни мусульман. Инад этим и подобному этому следует задуматься мусульман и осознатьнеобходимость наличия у них всех видов силы, как духовной так и материальной. Такжеследует знать, что религия Ислам – шариат и убеждения. Шариат – система жизнина земле, которую узаконил Создатель всего в этих мирах, и сами миры, одно изимен которого:?????? Мудрый,Тот, Кто устанавливает все вещи на подобающее им место и то, что Его шариат неявляется чем-то непригодным и невозможным для практикования, без смысла имудрости, далеким от реальности и здравого смысла. И надеюсь, что этотнебольшой труд хоть немного приоткрыл дверь в направлении понимания великоймудрости, гибкости, пригодности, разумности этого прекрасного порядка.
Аллаху ведомо лучше

АбдуЛлах Абу АбдуРахман.

http://ansarsunna.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика