Использование изображений для изучения медицины
Вопрос:
Я студентка медицинского института и в один день я стану доктором, иншаАллах. У меня проблемы в отношении моего обучения:
1. В моих книгах содержатся изображения мужчин и женщин и я не знаю дозволено ли это знание в соответствии с хиджабом
2. Как студентка я должна разрезать трупы людей и различные органы для изучения. Я не знаю дозвлено ли это или нет
3.На экзаменах студенты рисуют определенные части тела, в ответах навопросы (но не все тело). Я знаю о хадисе, что все создающиеизображения будут в аду, но я не знаю разрешено ли рисовать радиобучения.
Пожалуйста, дайте мне совет в соответствии с шариатом.
Ответ
Вся хвала Аллаху.
Хорошо известно, что основным принципом в нашей религии относительно рисунков одушевленных существ является запрещенность.На это указывает большое число хадисов, которые указывается назапретность этого. Мы исследовали этот вопрос в предыдущих ответах.Смотрите например вопрос 7222.
Также, известно, чтов фикхе есть правило на котором согласно большинство ученых:необходимость делает запрещенное дозволенным, если при этом будетдостигнута одна из пяти целей, которые Ислам защищает: религия, жизнь,физическое здоровье, честь и имущество.
Медицинаявляется необходимой наукой для людей, так что некоторые ученые считалиее обязательной и это указывает на то, что некоторые вещи запрещенные воснове, становятся разрешенными для того, чтобы выполнить общественнуюобязанность.
Ан-Навави сказал в Раудат аль Таалибин (1:223):
«Относительно наук, то некоторые из них являются фард уль айн (общественная обязанность), например медицина»
Муваффаг аль Дин аль Багдади передал в своей книге аль Тибб мин Китаб Валь Сунна (187), что Имам Шафи сказал:
«Я не знаю какой либо науки, после науки о халале и хараме, более священной чем медицина»
Дажеесли доктор не лечит женщин, за исключением вынужденных случаев, ондолжен изучить как следует лечить оба пола, потому что женщина может ненайти доктора женщину по определенной специальности или в определеннойместности. Знание о медицине основано на знании о различных частях телачеловека и их возможностях и функциях. Чем лучше доктор понимает, чтолечит, тему лучше он будет способен вылечить больного.
Поэтому, нетничего неправильного в том, чтобы доктор изучал рисунки с изображениемтела, как мужчин так и женщин, и иншаАллах нет ничего неправильного втом, чтобы использовать рисунки на экзаменах для студентов по медицинеи жизненных науках, так как это поможет им правильно понять и изучитьпредмет.
В нашей религии разрешено женщине лечить мужчин, в случае необходимости.
Передано, что аль Рубайи бин Муаввиз сказал: «Мы были с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), приносили воду, лечили раненных и переносили умерших в Медину» Бухари 2882.
Ибн Хаджар сказал, комментируя этот хадис в Фатх аль Барии (6:52):
«Это указывает на дозволенность лечения немахрам женщиной мужчины, в случае необходимости»
В нашей религии существуют также доказательства указывающие на то, что разрешено делать изображения для детей, потому что дети должны играть и обучаться. Смотрите ответ на вопрос 9473.
Вфетве изданной ученными постоянного комитета, приводятся доводы, чторазрешено создавать изображения в случае необходимости, например длятого чтобы идентифицировать человека и т.п. Смотрите ответ на вопрос34904 и 39806
Что же касается создания изображений отдельныхчастей тела, например головы или груди, то многие ученые считают этодозволенным. Смотрите ответ на вопрос 13633.
Все вышесказанное указывает на то, что разрешено использовать рисунки и картинки для изучения медицины и т.д.
На нашем сайте имеется похожая фатва в вопрос 10228 и 13716