Ответственность за свои слова
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, , сказал:
«Поистине, раб может сказать нечто угодное Аллаху Всевышнему, на чтосам он и не обратит внимания, но за это Аллах возвысит его на многоступеней, и может раб сказать нечто вызывающее ярость АллахаВсевышнего, на что сам он и не обратит внимания, но за это Аллахввергнет его в ад!» (Этот хадис приводит аль-Бухари).
Первый вопрос: важность этого хадиса.
Эти слова пророка, , являются указанием на то, сколь много блага илизла может принести человеку его язык, из чего следует, что каждыймусульманин должен удерживать его от того, что может вызвать гневАллаха и не относиться к своим словам легкомысленно.
Сообщается, что пророк, , сказал:
«Разве окажутся люди ввергнутыми лицами в ад за что-нибудь иное, кроме клеветнических речей?» (Этот хадис приводит ат-Тирмизи)
Сообщается также, что пророк, , сказал:
«Тому, кто поручится мне за то, что находится меж челюстей его[4] имежду ног его, я поручусь за то, что он попадет в рай». (Этот хадисприводят аль-Бухари и Муслим).
Имам ан-Навави сказал:
-Знай, что каждый достигший совершеннолетия [5] (мукалляф) долженговорить лишь то, что может принести пользу, если же сказать что-либоили промолчать будет одинаково полезным, то, в соответствии с сунной,от таких слов следует воздержаться, ибо дозволенные речи могутсмешаться с запретным или отвергаемым, что зачастую и происходит.
В качестве подтверждения имам ан-Навави, да помилует его Аллах, приводит слова пророка, , который сказал:
«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний день, говорит нечто благое или молчит» (Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим)
-, а потом добавляет:
- Эти слова ясно указывают на то, что говорить следует лишь в том случае, если слова заключают в себе благо.
Наши предшественники, да помилует их Аллах, часто побуждали людейследить за своим языком и взвешивать свои слова на весах шариатапрежде, чем произносить их.
Так, например, сообщается, что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
- Нет ничего, что следовало бы держать в заточении столь же долго, как и язык.
Ата бин Абу Рабах сказал: "Разве любому из вас не будет стыдно, когдаразвернут записи о делах его в течении дня, и окажется, что большинствоиз них не имеет отношения ни к религиозным, ни к мирским делам[6] ?!"
Передают, что аль-Ауза'и сказал:
- Нет для религии человека ничего вредоноснее многословия.
Мусульманину достаточно знать уже о том, что слова его являются непросто звуками, которые растворяются в воздухе, поскольку [не проронитчеловек и единого слова, чтобы не записал его страж недремлющий ]("Каф", 18.), а поэтому не следует ему произносить ни единого слова, окотором он может пожалеть в день воскресения.
Второй вопрос: ответственность за свои слова.
Слова пророка, , "...может сказать... ", приводимые в этом хадисе,подразумевают не одно какое-нибудь слово, а речи человека, независимоот того, длинными они будут или короткими. Также обозначаются длинныеречи и в Коране, где под "словом " (кяляма) подразумевается речь. Так,например, Аллах Всевышний сказал:
[Великим грехом являются слова эти, исходящие из их уст...] ("Пещера", 5.)
Аллах Всевышний также сказал:
[Так нет же! То, что он говорит, всего лишь слова...] ("Верующие", 100)
Здесь имеются ввиду различные слова. В этом хадисе содержится указаниена то, что мусульманин обязательно понесёт ответственность за своислова, о последствиях которых он может даже и не догадываться, так какесли он скажет или напишет нечто такое, что приведёт к широкомураспространению порока, то из-за этого погибнет сам и будет ввергнут насамое дно ада, о чём и говорится в другом хадисе, приводимом в обоих"Сахихах", мы же молим Аллаха о спасении и в этом мире, и в миревечном.
Третий вопрос: примеры ложных речей.
Авторитетныезнатоки ислама приводили примеры таких речей, которые могут навлечь натех, кто их произносит, гнев Всемогущего Господа. К числу их относитсянижеследующее:
- То, что говорит человек в присутствиинесправедливого правителя, желая угодить ему, но при этом навлекая насебя гнев Аллаха по той причине, что это может привести к гибеликакого-нибудь мусульманина или группы мусульман, хотя произносящий этислова и не желает этого.
- Такие слова, которые становятсяпричиной распространения всевозможных нововведений, или лишаютвоззрения мусульман их чистоты или внушают им сомнения в правильноститех или иных установлений шариата. Последнее часто бывает связано сразличными идеями о необходимости освобождения женщин, что обычноподразумевает собой отказ от ношения покрывал и проявление бесстыдстваили же введение запрета на многожёнство, что может привести краспространению разврата, а также и много иных идей такого рода,которые в наше время широко обсуждаются. При этом многие люди говорятбез устали, не задумываясь над смыслом своих слов, и тем самымоткрывают дорогу злу, препятствуют благу и оказывают шайтану помощь вего борьбе с их же братьями в исламе.
- Непристойности. Особенночасто грешат этим поэты, которые в своих касыдах воздают похвалы вину,побуждают людей ко всевозможным развратным действиям или описываютсобственные запретные любовные похождения, что обычно приводит краспространению всевозможных соблазнов среди мусульманской молодёжи.
Можно привести и другие примеры, известные людям, следящим за тем, что говорят и пишут другие, и размышляющим о причинах зла.
Четвёртый вопрос: о том, что получило название "бедствий языка".
На эту тему знатоками религии написано множество книг и посланий, скоторыми стремящимся к знанию следует ознакомиться и постаратьсяизвлечь из них для себя практическую пользу.
К числу этих бедствий относится нижеследующее:
- Разговоры о том, что никоим образом не касается человека, рассужденияо бесполезном, непристойности, ложь, насмешки над верующими, злословие,клевета и обмен оскорбительны ми кличками, поклёп и сплетни, поношенияи проклятия, оскорбления и обвинения в неверии, выдвигаемые против тех,кто этого не заслуживает, разглашение тайны и чрезмерные восхваления,наихудшим же из всех бедствий такого рода является то, что говорят обАллахе люди, не обладающие знанием, а также бездоказательныерассуждения о дозволенном и запретном. Опасность всех этих бедствийопределяется размерами того вреда, который они могут нанести. Так,например, лжесвидетельство, ложная клятва или возведение лжи на Аллахаили Его посланника, , более вредоносны, чем прочие виды лжи, чтосамоочевидно и не требует никаких доказательств.
Пятый вопрос: слова истины.
Улемы и мудрецы много раз воздавали хвалу молчанию. Нет сомнений, чтоумолчание бесполезного похвально, но ещё более похвальным являетсяпроизнесение слов истины, к числу которых относятся прославленияАллаха, произнесение слов свидетельства и прочие виды поминания Аллаха,веления совершать одобряемое шариатом и запреты на отвергаемое,обучение знанию и призывы людей к Аллаху. Пророк, , поведал людям отом, что человек может произнести нечто благое и полезное, не думая остепени полезности своих слов и не придавая этому особого значения,однако за это Аллах Всевышний, оказывающий рабам Своим всевозможныеблагодеяния и щедроты, может возвысить такого человека на многоступеней. К числу таких слов относится нижеследующее:
- Словаистины, произнесённые в присутствии несправедливого правителя для того,чтобы удержать его от притеснений других людей. Такие слова могутспасти жизнь или имущество кого-либо из мусульман или же защитить ихчесть.
- Основанные на знании слова, посредством которых человекнаставляет мусульман в их религии, объясняя им, какие права Аллаха имследует соблюдать, сообщая им о том, что является дозволенным, а что -запретным, обучая их тому, как следует поклоняться Аллаху и т.д.
- Слова, с помощью которых мусульманин наставляет своего брата илибратьев в исламе, благодаря чему сердца их смягчаются, а сами ониначинают больше бояться своего Всемогущего и Великого Творца. Крометого, такие слова могут подтолкнуть слышащих их к раскаянию в своихгрехах и удержать их от совершения тех грехов, которые они намеревалисьсовершить.
- Слова истины, которые в значительной мереспособствуют исчезновению лжи и подавлению тех, кто её поддерживает,ибо существует множество примеров того, как речь, произнесённая улемомили проповедником, или же статья, написанная образованныммусульманином, расстраивала планы, суть которых состояла в том, чтобыспособствовать распространению порока среди мусульман или же поколебатьих убеждения. Благодаря произнесению таких слов Аллах останетсядовольным теми, кто их произнёс, до тех пор, пока они не встретятся сНим, ибо Аллах - Благодарный, Кроткий.
- Слова, оживляющие одиниз забытых добрых обычаев, начало которым в своё время положил пророк,, независимо от того, имеет ли это отношение к убеждениям людей, кформам поклонения, к взаимопомощи в делах благочестия, к оказаниюпомощи нуждающимся, утешению кого-либо из мусульман или иным подобнымвещам, перечислить которые полностью просто невозможно, в связи с чеммы и упоминаем лишь отдельные примеры.
Поистине, лишь Аллахнаправляет человека к правильным словам, указывающим другим людям путьк благим делам, и, поистине, Он - Слышащий, Близкий.
Российский фонд "Ибрагим бин Абдульазиз аль Ибрагим"
Программы по изучению шариатских наук
ХАДИСЫ И ТЕРМИНЫ
Перевод на русский язык:
кандидат философских наук Владимир Абдалла НИРША