Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь
Толкование Куръана.Шейх Ас-Саади
8. Господь наш! Не уклоняй наши сердцав сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй наммилость от Себя, ведь Ты – Дарующий!
Поскольку в этих откровениях речь идето вопросе, который определяет грань между теми, кто исповедуетошибочные воззрения, и теми, кто следует прямым путем, Всевышний Аллахсообщил, что обладающие знанием праведники всегда молят ВсевышнегоАллаха укрепить их веру и не уклонять их сердца от истины в сторонузаблуждения после того, как Он наставил их на прямой путь и исправил ихдеяния, ведь милость и щедроты их Господа безгранично велики.
В других аятах Аллах также сообщил о причине, по которой сердца людей начинают склоняться к заблуждению.
Этой причиной являются дурные деяния самих людей, и поэтому Всевышний сказал:
«Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца. Аллах не ведет прямым путем людей нечестивых» (61:5);
«Когда ниспосылается сура, онисмотрят друг на друга: «Видит ли вас кто-нибудь?» А затем ониотворачиваются. Аллах отвратил их сердца, потому что они – людинеразумные» (9:127);
«Мы отворачиваем их сердца иумы, поскольку они не уверовали в него в первый раз, и оставляем ихскитаться вслепую в собственном беззаконии» (6:110).
Если раб отворачивается от своегоГоспода и избирает своим покровителем собственного врага, если он видитистину и отказывается признать ее, если он отдает предпочтениеочевидной лжи, то Аллах непременно поворачивает его туда, куда он самповернулся. А его сердце Аллах отклоняет от истины в наказание за то,что он сам предпочел уклониться от нее. Аллах не поступает с такимчеловеком несправедливо – он сам несправедлив по отношению к себе.Поэтому он не должен порицать никого, кроме себя самого. А лучше всегооб этом известно одному Аллаху.
9. Господь наш! Ты соберешь людей в день, в котором нет сомнения. Воистину, Аллах не нарушает обещания.
Этислова также принадлежат людям,обладающим основательными познаниями, содержат признание истинностивоскрешения и воздаяния, и свидетельствуют об их совершеннойубежденности в Последней жизни и том, что Аллах непременно сдержит своеобещание. Это означает, что праведники, обладающие твердыми познаниями,трудятся и готовятся к грядущему воскрешению, потому что вера ввоскрешение и воздаяние является основой духовной праведности ипорождает в человеке стремление творить добро и нежелание совершатьзлодеяния – два чувства, которые являются залогом блага и преуспеяния.