Опровержение заблудших групп в вопросах атрибутов Аллаха — 1 часть
ХвалаАллаху, Которого мы восхваляем и к Которому мы взываем о помощи и молимо прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Коговедёт Аллах по прямому пути, того никто не собьет, а кого Он сбил, тогоникто не наставит на правильный путь. Мы свидетельствуем, что Мухаммад– раб Аллаха и Его Посланник.
А затем:
Всвязи с участившимися попытками приверженцев нововведений из числах1абашитов (которые особенно распространились среди вайнахов),ашаритов, матуридитов, суфистов, и других людей новшеств, посеять фитнуи сомнения среди искренних мусульман, касательно темы Таухида, Имен иАтрибутов Аллаха, и отвратить людей от даавата Ахлю-Сунна уаль Джамаа,было решено написать небольшое разьяснение по этому вопросу, чтобывозвысить Слово Аллаха, и Сунну Его Посланника, и устранить бид'а,которое распространяют эти заблудшие.
Такжеотметим, что в данной работе постараемся коснуться в основном вопросавозвышенного положения Аллаха над Троном, но кратко коснемся и иныхатрибутов Всевышнего Аллаха, субханаху уа Тааля.
Начнемс того, что возвышенное положение Аллаха над творениями, безуподобления творениям, и без вопроса "Как?" - это единое мнение всехмусульман ахлю Сунна уаль Джамаа от Пророка, да благословит его Аллах иприветствует, и до наших дней.
Доказательства на возвышенноеположение Аллаха над творениями пришли в Коране, Сунне, и иджмасподвижников, табиинов и имамов четырех мазхабов.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИЗ КОРАНА
Аллах повторил эту тему много раз в Кор'ане.
Он сказал:
"Поистине, Господь ваш – Аллах, Который создал небеса и землю в шесть дней, а потом возвысился над Троном" (аль-А'раф 7/54).
И Он сказал:
"Истинно! Господь ваш – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, потом возвысился над Троном" (Юнус 10/3)
И Он сказал:
"Аллах – тот, Кто воздвиг небеса без опор, которые бы видели, потом возвысился над Троном " (ар-Ра'д 13/2).
И Он сказал:
"Милосердный – Он возвысился над Троном " (Та Ха 20/5).
И Он сказал:
"Вот сказал Аллах: 'О Иса! Я упокою тебя и вознесу тебя ко Мне"(Аль'Имран 3/55).
И Он сказал:
"Нет, Аллах вознес его (Ису) к Себе; ведь Аллах Велик, Мудр" (Ан-Ниса' 4/158).
И Он сказал:
"К Нему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает" (Фатир 35/10).
И Он сказал:
"Исказал Фираун: О Хаман! Выстрой мне башню, может быть, я дойду до путей– путей в небеса, и поднимусь к Богу Мусы; я ведь думаю, что он [Муса]лжец " (Гафир 40/36-37).
И Он сказал:
"Обезопашены ли вы от Того, Кто в небе,что Он не заставит землю поглотить вас? И вот она движется. Обезопашеныли вы от Того, Кто в небе, что Он нашлет на вас вихрь, и камни с неба?И узнаете вы, каково Мое увещание" (аль-Мульк 67/16-17).
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИЗ СУННЫ:
Передали Бухари и Муслим в «Сахихах» от посланника Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует: «КлянусьТем, в Чьей длани душа моя, если кто-либо из мужчин позовёт свою жену впостель, а она откажет ему, тот, кто пребывает на небесах, неперестанет гневаться на неё до тех пор, пока муж снова не будет доволенею!» (Бухари, 5193, Муслим, 1436)
Имам Сунны Ахмад ибн Ханбаль в «Муснаде» передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лишь прекрасная вещь вознесется к Аллаху». (Муснад, 418, «Ирва аль галиль» №886)
Также сказал Посланник Аллаха в хадисе переданном Бухари и Муслим:
"Вы не доверяете мне, тогда как мне доверяет Тот, Кто на небесах?"(Аль-Бухари, 4351, Ибн Хузейма, 2373 и другие).
Передал Абу Дауд с хорошим иснадом, что Посланник Аллаха сказал: "Трон – над водой, и Аллах – на Троне; Он знает, что вам предстоит" (Абу Дауд)
И слова Посланника, в хадисе о дуа для лечении болезни:
«Наш Господь, Аллах, Кто на небесах, да святится Имя Твое..»(Абу Дауд, 3394, иснад хасан).
От Посланника Аллаха, что он сказал: "Когда приступил Аллах к сотворению мира, он написал в своей Скрижали, и она была с ним, над Троном: "Воистину, моя Милость опережает мой Гнев" (Иснад - достоверный, Ахмад, 7187)
И слова посланника, рабыне:
"ГдеАллах?" И она ответила: "На небесах". И он спросил: "Кто я?" И онасказала: "Ты – посланник Аллаха". И он сказал: "Отпустите ее на волю;она - верующая" (Муслим 537).
Передал также имам Аз-Захаби со слов Джарира, что Посланник Аллаха сказал: «Не проявит милосердие Тот кто в небесах, тому, кто не проявляет милосердие на земле» (см. «Мухтасар Аль Улюв, 84, иснад достоверный)
и таких хадисов огромное количество, поэтому не будем удлиннять текст иперейдем к словам саляфов - сподвижников, табиинов, табии табиинов иимамов 4 мазхабов
ТОЛКОВАНИЯ СПОДВИЖНИКОВ И ТАБИИНОВ
Вэтом разделе мы перечислим высказывания сподвижников о возвышенномположении Аллаха над творениями, однако сначала скажем немножко отафвиде - втором мазхабе ашаритов, которые говорят, что под словами "АрРахман аля аль арши стауа" - "Милостивый вознеся на Трон"- не содержатдля нас никакого смысла, и эти слова воспринимаются для нас какбессмысленное сочетание звуков, не подлежащее толкованию - и приведемопровержение на это - как это понимали саляфы - праведные ученые нашейобщины - сподвижники Пророка, табиины, и другие алимы, чтобы каждый могсравнить их понимание с пониманием заблудших течений.
Привел имам Аль Бухари от Абу Бакра, что когда умер Посланник Аллаха, Абу Бакр сказал:
«Кто поклонялся Мухаммаду – то Мухаммад умер, а кто же поклонялся Аллаху – то Аллах на небесах, Живой, и не умирает»
(См. «Тарих аль Кабир» имама Бухари, 1-202)
СловаУмара ибн Аль Хаттаба, да будет доволен им Аллах, о Хауле, когда онаостановила его и пожаловалась ему. Он стоял с ней долго, и затем сказало ней:
«Эта женщина – ее жалобу слышал Аллах с семи небес»
(См. Аль Бухари, 2-494)
Привел Аль Бейхакы от Абдуллаха Ибн Мас'уда с достоверным иснадом:
"Междупервым небом и тем, что над ним расстояние 500 лет, между каждыминебесами расстояние 500 лет, между седьмым небом и Престолом расстояние500 лет, между Престолом и водой расстояние 500 лет, и Трон над водой,и Аллах над Троном, и ничего из ваших дел не сокрыто от Него"
(Cм. "Аль Асма уа ас Сыфат" Аль Бейхакы, стр. 401)
Передал ученый-саляф по языку, Фара’, от Ибн Аббаса, что тот сказал в толковании аята: «А затем вознесся на Трон»
- то есть -«Возвысился», и это как слова - "Мужчина был сидевшим, затем истауа и стал стоящим.."
(См. «Асмау уа Ас Сыфат» Аль Бейхаки, 167)
Также Ибн Аббас сказал:
«Размышляйтео чем угодно, но не размышляйте о Сущности Аллаха, поистине, междуседьмым небом и Курси (престолом) семь тысяч светов, а Он над всемэтим».
(см. Байхакы в «Асмау уа сифат», 2-323)
Передал Имам Аль Лялякаи, что Ибн Аббас, комментируя слова Аллаха, где Всевышний сообщает о том, что Иблис сказал Ему: «Азатем я буду подходить к ним (людям) спереди их и сзади, справа и слеваот них, и Ты не найдешь большинство из них благодарными», сказал:
«И не смог он сказать – « (зайду к ним) сверху их», так как знал, что Аллах – Тот, кто сверху их»
(см. «Шарх усуль аль иттикод ахли Сунна уаль Джамаа» Аль Лялякаи, 3/397, иснад - хасан)
Имам Бухари приводит следующие слова Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими:
"Когда Аллах разговаривал с Мусой, был возглас в небесах, и Аллах был в небесах".
(См. "Хальк ‘афаль ‘Ибад" Имама Аль Бухари, стр 53)
Говорила жена Пророка Зейнаб другим женам Пророка:
«Вас поженили ваши семьи, а меня выдал замуж сам Аллах с высоты семи небес»
(см. Тирмизи, 3137, иснад хасан сахих, также передали Бейхакы и Бухари)
Когда Ибн’Аббас вошел к ‘Аише, а она была при смерти, он сказал ей:
«Тыбыла самой любимой из жен Посланника Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует) для него, а он не любил ничего, кроме благого, и Аллахниспослал твое оправдание с высоты семи небес».
(См. Ад Дарими «Родд аля Джахмия», 27, и Ахмад в «Муснаде», 2336, 2496 и иснад его сахих)
ПередаетИбн Абдель Барр, что когда сподвижник ‘Абдуллах ибн Раваха, да будетдоволен им Аллах, совершил половое сношение со своей рабыней, женаспросила его: «Был ли ты с ней?». Он ответил: «Нет». Тогда онапотребовала от него почитать Коран, чтобы убедиться, что между ниминичего не было, поскольку осквернившемуся не дозволяется читать Коран.И он продекламировал стихи, уклоняясь, таким образом, от чтения Корана:
«Засвидетельствовал я, что обещание Аллаха – Истина,
И что Огонь – обитель для неверных,
И что Трон – сверху воды,
А сверху Трона – Господь Миров.
Несут его благородные ангелы,
Ангелы Господа отмеченные»
(см. Ибн Абдель Барр, в «Истиаб», 3/900, также передал Дарими и другие имамы)
И сказал Абдуллах Ибн Умар Ибн Аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах:
«Сотворил Аллах 4 вещи своими руками: Трон, Перо, Рай, и Адама, затем сказал остальным творениям «Будь!», и они появились»
(Передал Дарими в «Родд Аля Джахмия», 35, и Ибн Джарир Ат-Табари в тафсире, 21-238, и иснад этого сообщения достоверный)
Если бы саляф обессмысливали выражение «рука», или толковали этотатрибут как либо иначе, разве бы делал бы Ибн Умар такой тафсир?
Говорил табиин Масрукъ об Аише, когда передавал от нее хадисы:
«Рассказала мне правдивая, дочь правдивого (Абу Бакра), да будет доволен ей Аллах, которую оправдал Аллах свыше семи небес»
(Передали Ибн аль Каййим в «Иджтима», 90, и Ибн Хаджар аль Аскалани в «Тахзиб ат тахзиб», 12/386)
Рассказывал табиин Катада, ученик Ибн Аббаса, что сказали Бану Исраиль:
«ОГосподь! Ты на небесах, а мы на земле, как же нам узнать, когда тыгневаешься, а когда доволен нами?» И ответил Аллах: «Когда Я доволенвами, я ставлю над вами правителем лучших из вас, а когда гневаюсь навас, ставлю над вами худших из вас»
(Передал мухаддис-саляф Ад-Дарими в «Родд аля Джахмия», 59, иснад хасан)
Передают от Кааба, табиина, что тот сказал:
«СказалАллах в Таурате: «Я Аллах, Возвышенный над своими рабами, и Трон мой –над всеми моими творениями, и я – над Троном своим, распоряжаюсь деламитворений, и не скрывается от Меня ничего из дел их на земле и нанебесах, и ко Мне – возвращение всех моих творений, и оповещу их о том,что было скрыто от них из моего Знания, и прощу кого пожелаю из них,своим Прощением, и накажу, кого пожелаю из них, своим наказанием»
(Передал Абу Шейх в «Азыма», 2/39, а также Ибн Батта, Ибн Аль Каййим, и другие, и иснад его достоверный)
Передается от Хасана Аль Басри, табиина, что сказал он:
«Нетничего из творений, более близких к Господу, чем ангел Исрафил (изчисла несущих Трон), и между ним, и между Господом, 70 покрывал, икаждое равно 500 годам пути, и Исрафил за ними всеми, и голова его подТроном, а плечо – на пределах седьмого неба»
(Передал Ибн Кудама в «Исбату сыфат аль улюв», 111, также Захаби, и упомянул об этом асаре Багави в своем тафсире)
Сказал таабиин Рабии Ибн Аби АбдурРахман, учитель имама Малика:
«Аль-истава– не является для нас неизвестным, а то – каким образом оно произошло –не вообразимо, и на Аллахе – послание, на Посланнике – доведение его донас, а на нас - вера в него»
(См. «Шарх улуль аль иттикод Ахли Сунна Уаль Джамаа» , Лялякаи 3-39)
Сказалтабии табиин Хаммад Ибн Зейд, и также передает через него имамАз-Захаби от его учителя, табиина Аюба Сахтияни, что сказали они осектах мутазилитов и джахмитов:
«Воистину, основа их в том, чтобы сказать: нет никого над небесами»
(см.«Мухтасар аль-Улюв», 132, иснад его достоверен, а от Хаммада Ибн Зейдапередали Абдуллах Ибн Ахмад в «Сунна», 1-118, Ибн Батта в «Ибана»,3/194, имам Ахмад в «Муснаде», 6/457, № 27627 и другие имамы)
Передал имам Аль-Лялякаи, а также другие имамы с хорошим иснадом от табиина Дахакка, что он сказал об аяте: «Не бывает тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым, или пяти, чтобы Он не был шестым»:
«Он, Аллах, над Троном, а знание его с ними»
(см. «Шарх усуль аль иттикод ахли Сунна уаль джамаа» Аль Лялякаи, 2/92)
Итакой тафсир этого аята – мутаватир от саляфов, передан по разнымцепочкам от Малика, Суфьяна Ас-Саури, Ахмада, и многих других уляма, исказал великий саляф, алим-маликит Абу Умар Ибн Абдель Барр:
Собрались ученые сподвижники и табиины, от которых передается тафсир, на толковании к словам Аллаха: «Нет тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым», что сам Он на Троне, а его знание во всех местах, и не противоречил им в этом никто, в чьем слове у нас была бы нужда. (Аль-Улюв, 572)
И сказал Мукотиль Ибн Хайан, табиин:
«Пришли мы к тому, а знание у Аллаха, что в словах Всевышнего: «Он – Первый и Последний, Явный и Ближайший»: «Первый» - значит, что не было ничего до него, и «Последний» - значит, что не будет ничего после него, «Явный» - что он сверху всего, и «Скрытый» -ближе, чем что либо, и имеем ввиду здесь только то, что близок он своимЗнанием, и своей Мощью, а сам Он – над Троном своим, и ему известно обовсякой вещи»
(Передал Бейхакы в «Асмау уа Сыфат», 2/173)
Передает Имам Аль Бухари от Садка слова табиина Сулейман Ат Тейми:
"Еслименя спросят "Где Аллах?" Свят Он и Высочайш. То я скажу: "На небесах".Если меня спросят: "А где был Его Трон до создания небес?". То я скажу:"Над водой". А если спросят меня: "А где был Трон до создания воды?". Яотвечу: "Не знаю".
Дополнил эти слова Имам Бухари:
Сказал Абу Абдуллах (т.е. я, Аль-Бухари) - "И это в соответствии со Словами Аллаха: " Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает" (2-255), то есть, кроме того, что разьяснено Аллахом".
(См. Бухари в книге "Хальк ‘афаль ‘Ибад" стр. 37, и Лялякаи "Шарх усул И’тикьад", 3/401.)
И здесь видно, что имам Аль Бухари отнёс возвышенное положение Аллаха ктому, что ясно, и разьяснено Аллахом, и это опровергает мазхаботрицающих и обессмысливаюших Его Атрибуты.
Сказал имам Аль Аузаи, алим из поколения заставшего табиинов:
«Мы и табиины в один голос говорили, что Аллах хвала Ему, над Троном, и верили в то, что пришло из Сунны из Его Атрибутов»
(см. «Асмау уа Ссыфат» Аль Бейхакы, 515, иснад сахих)