Эти мучения обязательно постигнут каждого, независимо от того, уверовал он или чувствовал отвращение к вере. отвращение вере
С тем, кто уверовал в посланников и последовал за ними, будутвраждовать его враги, причинять ему вред и искушать его доставляемымимучениями. Тот же, кто не уверовал и не последовал за ними, будетнаказан как в этом мире, так и в Будущей жизни, и получит мучения,которые будут более великими и длительными, чем мучения последовавшихза пророками. Эти мучения обязательнопостигнут каждого, независимо от того, уверовал он или чувствовалотвращение к вере. Однако верующий получает их вначале, в этом мире, апотом для него наступает благополучие как в этом мире, так и в Будущейжизни. А тот, кто противится вере, вначале наслаждается, а затем попадает в вечное страдание.
Человек живёт в обществе, и все люди имеют собственные желания ипредставления и требуют от верующего, чтобы он согласился с ними. Еслион не соглашается, то они причиняют ему страдания и мучения, а если онсоглашается с ними, то также получает наказание — иногда от них, аиногда от других. Если религиозный, богобоязненный человек,поселившийся среди порочных несправедливых людей, не допускающих вотношении своей порочности и несправедливости ничего, кроме одобренияили молчания, согласится с ними или смолчит, то избавится от их злавначале, однако затем они обрушатся на него, нанося оскорбления ипричиняя страдания во много раз превосходящие те, которых он боялсявначале, если бы порицал их и противился им. И даже если он избавитсяот них, то, несомненно, получит оскорбления и наказания от рук других. А благоразумие… Всё благоразумие — в словах матери правоверных Аиши, обращённых к Муавии: «Ктодобьётся довольства Аллаха, вызвав негодование людей, того Аллахизбавит от людей; а кто добьётся довольства людей, разгневав Аллаха,того они ничем не избавят от Аллаха» (ат-Тирмизи и Абу Наим в«аль-Хилйа»). Поэтому тот, кого Аллах направит и поведёт по верномупути, вдохновит и убережёт от зла его души, откажется от одобрениязапрещённого деяния и будет стойким по отношению к их [людей. — Ред.]вражде. Он добьётся успеха как в этом мире, так и в ином, подобнопророкам и их последователям.
Китаб Таухид
Ат Тамими (Рахимаху Ллах)