Несчастен раб динара…

islam

Сказал Всевышний: «Поистине, ваше имущество и ваши дети – искушение» (сура 64, аят 15).

 

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Дабудет несчастен раб динара и дирхема, катыфы (дорогой ткани) и хамисы(дорогой одежды), который остаётся довольным, если ему даруется это, аесли нет, то и довольным он не бывает!» (Аль-Бухари, № 6435).

*      *    *

Благородный аят говорит нам о том, что имущество и дети для человекани что иное, как испытание, посылаемое ему Всевышним Аллахом. Они неявляются ни почетом, ни вознаграждением, они – испытание, и ничтобольше. И кто-то выдерживает это испытание успешно, а кто-то нет, какмы уже говорили.

В хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) призвалнесчастье и гибель на тех, кто является рабом мира этого. А теперьпоговорим о том, что важного содержит в себе этот хадис.

1. Глагол «быть несчастным» в арабском языкемногозначен. Например, он имеет значение «падать». Падение здесь,естественно, не в прямом, а в переносном смысле. Потому что когдачеловек превозносится над поклонением Аллаху и при этом соглашаетсябыть рабом богатства, он опускается, а не возвышается, падает, а неподнимается. Потому что быть рабом Аллаха – честь и величие перед всемитворениями, а быть рабом сотворенного – унижение и упадок.

Слово это также употребляется в значении «погибать». Это потому, чтопоклонение не Аллаху – дорога в Ад. Дорога эта неизбежно ведет кнедовольству Аллаха и Его гневу, а это само по себе уже есть погибель.

Еще одно значение этого слова - «быть несчастным». Причемраспространяется оно как на этот мир, так и на Мир Вечный. Что касаетсяМира Вечного, то раб мира этого несчастен в нем, вне всякого сомнения.Что же касается мира этого, то Всевышний сказал: «…всякий, ктопоследует Моему верному руководству, не окажется заблудшим инесчастным. А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкаяжизнь, а в День Воскресения Мы воскресим его слепым». Он скажет:«Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?».Он скажет: «Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал ихзабвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению». ТакМы воздаем тем, кто излишествовал и не уверовал в знамения своегоГоспода. А мучения в Вечной Жизни будут еще более тяжкими и длительными» (сура 20, аяты 123-127).

Итак, человек, отклонившийся от истинного пути, коим являетсярелигия Аллаха, непременно будет несчастным, как в этом мире, так и вМире Вечном. Что же делает его несчастным в этом мире?

1) Неясность цели: неверующий не знает, зачем он сотворен, кто егосотворил и для чего он живет. Он не знает, что должен он делать в этойжизни. Он не знает, куда идет, и что ждет его после смерти...

А если человек не знает цели, ему не для чего жить. Потеряв же смыслжизни, он либо совершает самоубийство, либо становится душевнобольным,что мы и наблюдаем сегодня в странах, где большинство людей не верят воВсевышнего Аллаха или верят, но вера их основана на искаженныхпредставлениях.

Если человек ставит перед собой мирские, материальные цели, он, вбольшинстве случаев, быстро достигает их, а, достигнув, понимает, чтоони не заслуживают того, чтобы быть целью. И это после того, как онибыли для него светом в конце туннеля, и он приложил немало труда, ипотратил немало времени, умственных и физических сил и средств, чтобыэтих целей достичь.

Именно поэтому мы неизменно слышим от каждого, кто открыл для себяИстину, и в чье сердце проникла вера: «Раньше у меня не было цели, и яне чувствовал, что живу. Настоящий же покой и умиротворение пришли комне только после того, как я принял Ислам».

Долгое путешествие на машине, во время которого приходитсяпреодолевать тысячи километров, нелегко переносится любым человеком.Однако оно особенно трудно для маленького ребенка, который, в отличиеот взрослого, не знает цели этого путешествия.

2) У некоторых из тех, кто отошел от религии Аллаха, могут быть и нематериальные цели, и вместе с тем мы видим, что в глубине души онинесчастны. Потому что они не уверены в правильности выбранного ими путии истинности своих убеждений. Их постоянно мучают сомнения – онисомневаются в своей религии, в своих принципах. Один только мусульманинспокоен в отношении своей религии и своих убеждений, и не испытываетсомнений. Сказал Всевышний: «Они следуют только предположениям и тому, чего желают души, хотя верное руководство от их Господа уже явилось к ним» (сура 53, аят 23). И сказал Он: «Они следуют лишь за предположением, хотя предположение не может заменить истину» (сура 53, аят 28).

Поэтому мы видим, что представители различных религий и приверженцыразных идеологических течений оставляют то, во что верили, ради Ислама.В большинстве своем это люди интеллигентные и образованные. В то жевремя мы не обнаруживаем мусульманина, который бы сознательно идобровольно поменял свою религию на другую. И этому есть только однообъяснение – что мусульманин твердо верит в истинность своей религии,тогда как немусульмане в большинстве своем следуют предположениям, еслине сказать фантазиям.

Что же до некоторых мусульман Африки, которые принимаютхристианство, то о них можно с уверенностью сказать, что делают они этоне по убеждению. Они прибегают к этому, чтобы спасти своих детей, недать им умереть от голода и болезней – потому что работающие таммиссионерские организации помогают исключительно тем, кто отрекается отсвоей религии и переходит в христианство.

3) Идеологические и законодательные системы, созданные людьми, несоответствуют естественной человеческой природе, которой наделил насВсевышний Аллах. Аллах сотворил человека и определил действующие внутринего механизмы и происходящие в нем процессы, о которых нам известнолишь немногое. И Он установил во вселенной законы, о которых мы тожезнаем совсем немного. Как следствие, Шариат Аллаха не противоречит этимзаконам и потому дарует человеку счастье. А законы, установленныечеловеком, не учитывают законы вселенной. Они противоречатчеловеческому естеству, и, соответственно, делают человека несчастным.

Это подобно машине, которая едет по запруженной машинами дороге повстречной полосе – она непременно столкнется с одной, а то и снесколькими машинами, тогда как машина, едущая в том же направлении,что и остальные, в одном ряду с ними, будет гармонично вписываться вобщее движение.

В качестве примера можно также привести человека, который совершаетобход вокруг Ка’бы в обратном направлении, пытаясь протиснуться сквозьдвижущийся ему навстречу людской поток. Не приходится сомневаться втом, что его просто задавят.

Так же и человек. В нем есть две стороны – та, что подчиняется еговоле, и та, что ей не подчиняется. И Шариат Аллаха создает гармониюмежду ними. Что же до законов, созданных человеком, то они порождаютвнутреннюю борьбу между этими двумя сторонами, и несчастье, от которогоесть только одно лекарство – Ислам.

Христианство, воспевающее монашество и отказ от вступления в брак,никак не может гармонировать с естественной природой человека – в еготени человек не может обрести счастье.

Коммунизм пытается изменить человека, переделать его и перестроитьтак, чтобы он отказался от частной собственности и у него пропаложелание чем-то обладать. Он тоже не может принести человеку счастья,потому что противоречит устройству человеческой психики.

Запад же верит только в материальное, и при этом ни в грош не ставитобщечеловеческие ценности, чувства и нравственность. Он, конечно же,тоже не может сделать человека счастливым.

Все эти системы были применены на практике и все они потерпели крах,и принесли бедствие и несчастье человечеству. Ошеломляющие по своейвеличине цифры в статистиках убийств, краж, изнасилований, половыхсвязей между близкими родственниками, однополых связей,незаконнорожденных детей, абортов, психических расстройств,самоубийств, алкоголизма и наркомании – цифры эти лучшее подтверждениетого, насколько несчастны эти общества.

4) Созданные человеком законы и системы не приносят человекусчастья, потому что они не воспринимают его как нечто цельное, ауделяют внимание только одной составляющей его, забывая о других.Современная цивилизация Запада и Востока уделяет внимание телу человекаи пытается сделать его счастливым только за счет телесных наслаждений.

А некоторые философские системы пытаются истязать тело, чтобысделать счастливым дух, тогда как другие полагают, что сам по себепоиск Истины путем абстрактных размышлений и умозаключений приноситчеловеку счастье, и нет никакой нужды в жизненной программе, созданнойна основе этой истины.

Все эти системы чрезвычайно близоруки и несовершенны. Они заботятсяо какой-то одной составляющей, пренебрегая другими. Правильно сказано: «Маркс – философ желудка, а Фрейд – философ половой системы».

И только Ислам дал разуму необходимую пищу в виде правильныхубеждений, сердцу – в виде благородных и искренних чувств, а телу – ввиде совершенного и универсального Шариата, регулирующего все сторонычеловеческой жизни и не пренебрегающего ни одной из них.

2. Раб динара является рабом в действительности.Это вовсе не образное выражение, как представляется многим из тех, длякого поклонение это только поясные и земные поклоны. В данном случае«рабство» означает абсолютное подчинение, полную и безусловнуюпокорность. И кто говорит: «Я буду послушен Аллаху при условии, чтовеления Его не будут противоречить обычаям людей» - а если онипротиворечат какому-то обычаю, предпочитает обычай, – такой человек неявляется рабом Аллаха. Он – раб обычаев и традиций.

И тот, кто говорит: «Я буду послушен Аллаху, но при условии, что Еговеление мне понравится или же я пойму заключенную в нем мудрость иувижу выгоду, которая в нем есть. А если я не пойму его смысл и неувижу в нем выгоды, я не буду его исполнять» - это не раб Аллаха, этораб своего разума и своих прихотей. Сказал Всевышний: «Видел ли ты того, кто избрал прихоть свою божеством для себя?..» (сура 45, аят 23).

А человек, который готов исполнять веления Аллаха только приусловии, что это не повлечет никаких затрат с его стороны (то есть онготов совершать намаз и поститься, но отказывается выплачивать закятили совершать хадж) – он не поклоняется Аллаху, он поклоняется деньгам.

Истинный раб Всевышнего Аллаха – это тот, кто поклоняется Аллаху иподчиняется Ему во всем. Если веление Аллаха противоречит чему-то, онвыбирает веление Аллаха и считает его превыше своих желаний, обычаев,имущества и вообще всего.

Аллах предписал мусульманину совершать хадж и при этом семь разобходить вокруг Ка’бы, и он делает это, не зная, почему именно семьраз, и почему пробежать между холмами ас-Сафа и аль-Марва нужно тожесемь раз, и почему желательно целовать Черный камень. То же можносказать и о посте в Рамадан. Аллах предписал его и запретил нампринимать пищу днем в Рамадан и повелел делать это в праздник(Ид-аль-фитр), запретив нам поститься в этот день. Аллах предписал намсовершать утренний намаз в два рак’ата, полуденный – в четыре, ввечерний – в три, и мы не знаем, почему именно так, и вместе с этим мыподчиняемся велениям Аллаха, потому что мы поклоняемся Ему одному,никого не придавая Ему в сотоварищи.

А кто не выполняет ничего из вышеперечисленного под предлогом того,что он не знает, почему все это предписано и почему именно в такомвиде, тот является рабом своего ограниченного разума и своих прихотей.И, ко всему прочему, он еще и глуп. Вот если бы студент пришел наэкзамен, и ему дали экзаменационный лист с пятью вопросами, а онотказался на них отвечать до тех пор, пока ему не скажут, почемувопросов именно пять, а не четыре и не шесть, например, о нем вряд ликто-то скажет: «Это разумный, логически мыслящий человек». Скорее егопросто назовут сумасшедшим.

Итак, абсолютное и безусловное подчинение как Аллаху, так и кому-тоиз творений, является поклонением в полном смысле этого слова.

Сюда относится и слепое подражание. Оно тоже представляет собой одиниз видов поклонения. Ведь когда человек копирует поведение кого-то, онтем самым слепо подчиняется ему и при этом он убежден, что тот, кому онподражает, заслуживает подчинения и бездумного и безусловногоподражания. Подражающий делает что-то, затем делает нечто совершеннопротивоположное, не зная при этом, зачем он делает то, что делает, и неспрашивая о причине изменения моды, которая есть не что иное какбезумство.

Это подражание доходит порой до неверия во Всевышнего Аллаха, есличеловек бездумно «глотает» все, что приходит с Запада, считая, что это– лучше, и он привыкает во всем следовать Западу. А если приходит кнему повеление Аллаха, он колеблется, начинает задавать вопросы о том,какой в этом повелении заключен смысл и польза, и считает, что пока онэтого не узнает, он не обязан ничего делать.

Также и служащий, который не отвергает ни одного приказа своегоначальника, независимо от того, понял он смысл, в нем заключенный, илинет, а когда придет к нему повеление Аллаха, он начинаетфилософствовать и вести умные рассуждения и, в конце концов,отказывается повиноваться велению Аллаха.

Человек непременно является рабом кого-то или чего-то, потому что унего всегда есть что-то первостепенное, стоящее на первом месте, и еслипервая по своей важности цель вступает в противоречие со второй илитретьей, он выбирает первую. Таким образом, человек является рабомсвоей главной, наиболее важной цели в жизни, хочет он этого или нет.Мусульманин является рабом Аллаха, потому что у него на первом местевсегда послушание Аллаха, а у кого на первом месте богатство, тотявляется истинным рабом богатства.

И человек, если он не будет рабом Аллаха, непременно станет рабом кого-то или чего-то из его творений. А разница очевидна.

3. В одной из версии хадиса говорится: «Да окажется он в бедственном положении и опрокинется, и если вопьется в него колючка, пусть не вытащит он ее» (Аль-Бухари, № 2887).

Глагол «опрокинется» подразумевает кувырок, то есть падение,следующее за падением. А второе падение еще более неприятное, чемпервое.

Это указывает на то, что человек, который отклоняется от прямогопути, начинает опускаться все ниже и соглашается стать рабом кого-тоили чего-то, кроме Аллаха. Вначале он думает, что недалеко ушел отпрямого пути и может вернуться на него, когда пожелает. Однако современем он отходит от этого пути все дальше и дальше, пока вдруг необнаруживает, что уже не в состоянии вновь подняться на ту вершину, покоторой пролегает истинный путь. Отклонение от этого пути происходитпостепенно, однако оно увеличивается со временем.

И этот хадис предостерегает нас от любого отклонения, каким бы малымоно ни было. Потому что, опускаясь таким образом, человек, в концеконцов, окажется на самом дне.

Глагол «опрокидываться» в арабском языке означает также возвращениеболезни после небольшого улучшения. Говорят: «Больной пошел напоправку, но потом его состояние вновь ухудшилось». А возвращениеболезни после временного улучшения, несомненно, опаснее, чем перваяболезнь. Ведь это означает, что лечение перестало помогать, а значит,надежды на выздоровление стало меньше.

И положение того, кто отклонился от истинного пути после того, каквступил на него, тяжелее, чем положение человека, который никогда и нешел по этому пути. Это означает, что он, выйдя на прямой путь,добровольно оставил его, а выйти на этот путь впервые легче, чемвернуться на него вновь после того, как сойдешь однажды. Хадиспредостерегает соблюдающего мусульманина, следующего прямым путем, ототклонения, пусть даже небольшого. Потому что это отклонение для негоподобно возвращению болезни после того, как больной пойдет на поправку.

Вне всякого сомнения, оставление человеком истинного пути послетого, как он познал его сладость, и отклонение от него есть ни чтоиное, как отвратительное, ужасное падение.

Что же касается слов: «…и если вопьется в него колючка, пусть не вытащит он ее»- то это обращенная к Аллаху мольба о том, чтобы Он не помогал такомучеловеку спастись от этого отклонения. Это потому, что он отклонился отистинного пути вполне сознательно, а не по невежеству. Это подобнотому, как выбравший опасную дорогу упрямо собирается идти именно поней, несмотря на многочисленные предостережения, предупреждения исоветы, и ему, в конце концов, говорят: «Иди, да не возвратит тебяАллах!».

О подобных людях Всевышний сказал: «Прочти им историю о том,кому Мы даровали Наши знамения, а он отбросил их. Шайтан последовал заним, и он стал заблудшим. Если бы Мы пожелали, то возвысили бы егопосредством этого. Однако он приник к земле и стал потакать своимжеланиям. Он подобен собаке: если ты прогоняешь ее, она высовываетязык, и если ты оставишь ее в покое, она тоже высовывает язык. Таковапритча о тех, которые считают ложью Наши знамения. Рассказывай этиистории, – быть может, они призадумаются» (сура 7, аяты 175-176).

Да, это, вне всякого сомнения, неминуемое падение, потому что человек делает это сознательно.

4. «…который остаётся довольным, если ему даруется это, а если нет, то и довольным он не бывает!»

Так ведет себя раб богатства и раб мира этого. Его первая забота ицель – богатство, и если он получает его, он доволен. При этом он неставит условия, чтобы это богатство было дозволенным, и чтобы получилон его достойным способом. Он радуется в любом случае, каким бы путемни пришло к нему это богатство. Это потому, что он – раб богатства, истремится к нему, несмотря ни на что, и желает его, не ставя условий.

А если не будет дано ему богатство, он недоволен. Более того, онгневается, даже если у него и не было никакого права на это богатство,которое обошло его стороной. А все потому, что богатство для него –единственный критерий.

Так же и раб одежд из дорогих тканей. Он – раб украшений, и для негоукрашение и блестящий внешний вид важнее всего остального, даже веленийВсевышнего Аллаха. Некоторые женщины, например, одевают привлекающуювнимание одежду, несмотря на то, что это запретно, потому что онисделали украшение себя своей главной целью, и для них нет ничего важнее.

Такая женщина выбирает наиболее соблазнительную одежду, даже если вобществе, в котором она живет, это неприемлемо, и на нее смотрят сосуждением. Она – раба украшений, и они для нее важнее всего на свете.

И она делает это, даже если это требует немалых расходов, потому чтоденьги для нее на втором месте, а эти украшения – на первом. Такимобразом, она является рабой украшений в полном смысле этого слова.

Что же до соблюдающей мусульманки, то она украшает себя лишь тем,что одобрил Аллах, потому что покорность Аллаху для нее – на первомместе, и она не поклоняется никому и ничему, кроме Него.

8-й хадис из 21-го. Книга доктора Шараф Аль-Куда "СМЯГЧЕНИЕ СЕРДЕЦ".

Перевод с арабского НАЦ "БАДР ЦЕНТР"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика