Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним вместе с ангелами, осененный облаками, и все будет решено?
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
210. Неужели они ожидают чего-либоиного, кроме как того, что Аллах явится к ним вместе с ангелами,осененный облаками, и все будет решено? К Аллаху возвращаются дела.
Неужели грешники, которыераспространяют на земле нечестие, следуют по стопам сатаны иотбрасывают в сторону повеления Аллаха, не ожидают наступления Судногодня, когда люди получат воздаяние за каждое деяние? Ужасы и несчастьяэтого дня лишат покоя беззаконников, а злое возмездие со всех сторонокутает распутников. В этот день Всевышний Аллах свернет небеса исравняет землю. В этот день осыплются небесные светила, а солнце и лунабудут скручены. И тогда с небес спустятся ангелы, которые со всехсторон окружат земных тварей, после чего Всеблагой и Всевышний Аллахснизойдет, осененный облаками, дабы свершить справедливый суд надсвоими рабами.
В этот день будут возведены весы и развернуты свитки, и тогда лицасчастливых праведников посветлеют, а лица несчастных грешниковпочернеют. Праведники будут отделены от злодеев, и каждый из нихполучит воздаяние за совершенные им деяния. И тогда беззаконники стануткусать свои пальцы, поскольку им станет ясно, на что они себя обрекли.
Этот и другие похожие аяты подтверждаютправоту приверженцев Сунны и единой мусульманской общины, которыепризнают вознесение, нисхождение, пришествие и другие качества Аллаха,которыми Всевышний Аллах охарактеризовал себя и которыми Егоохарактеризовал Его посланник. Они признают очевидный смысл этихкачеств в той форме, которая соответствует величию и совершенствуАллаха, не уподобляя Его качества качествам творений, не искажая ихистинного смысла и не лишая их смысла вообще. Они не уподобляютсяджахмитам, мутазилитам, ашаритам и всем остальным еретикам, которыеотрицают божественные качества и по этой причине предлагаютрационалистические толкования коранических аятов. Подобные толкованиясовершенно не опираются на убедительные доказательства от Аллаха,подразумевают неспособность Аллаха и Его посланника разъяснить истинудоступным способом и фактически означают, что узнать об истинныхкачествах Аллаха можно только из толкований рационалистов.
Однако эти еретики не способныподтвердить свою правоту достоверными священными текстами. Более того,они лишены даже убедительных логических аргументов.
Что касается священных текстов, торационалисты признают, что очевидный и даже явный смысл священныхтекстов Корана и Сунны свидетельствует в пользу воззрений приверженцевСунны и единой мусульманской общины. Они также признают, что дляобъяснения их ошибочных воззрений необходимо отвергнуть очевидный смыслсвященных текстов и изменить его посредством добавлений и убавлений.Безусловно, этим не может быть доволен человек, в чьем сердце есть хотябы крупица веры.
Что же касается логических аргументов,то здравый разум никоим образом не отвергает упомянутые вышебожественные качества. Напротив, здравый разум свидетельствует о том,что способность к действию является более совершенным качеством, чембездействие, и что деяния Аллаха могут быть связаны с Его божественнойсущностью и с Его творениями. Совершенство может быть только таким, иесли рационалисты полагают, что признание божественных качествподразумевает уподобление Аллаха творениям, то мы должны сказать, чтообсуждение божественных качеств подобно обсуждению божественнойсущности. И если Аллах обладает божественной сущностью, которая непохожа на сущность творений, то нет ничего удивительного в том, что Аллах также обладает качествами,которые не похожи на качества творений. Божественные качества связаны сбожественной сущностью, также как качества творений связаны с ихсущностью. А это значит, что признание божественных качеств не означаетуподобление Аллаха творениям.
Мы также должны сказать каждому, ктопризнает одни божественные качества, отрицая другие, либо признаетбожественные имена и отрицает божественные качества, что логично либопризнавать все имена и качества Аллаха, либо отрицать все божественныеимена и качества, пытаясь опровергнуть самого Господа миров. Если жечеловек признает одни качества и отрицает другие, то его воззренияоказываются противоречивыми, и если он попытается объяснить, на какомосновании он признает одни качества и отвергает другие, то ему неудастся этого сделать. Он может сказать: "Я признаю только тебожественные качества, которые не подразумевают уподобление Аллахатворениям". Тогда приверженцы Сунны должны возразить ему: "Мы несчитаем, что отвергаемые рационалистами божественные качестваподразумевают уподобление Аллаха творениям". А если он скажет: "Ясчитаю, что признание таких качеств может означать только уподоблениеАллаха творениям", – то любой еретик, который отрицает абсолютно всебожественные качества, может возразить ему: "Я же считаю, что признаниетобой некоторых божественных качеств также является уподоблением Аллахатворениям". И если он станет отвечать на возражения еретиков, которыеотрицают абсолютно все божественные качества, то приверженцы Суннытаким же образом ответят на его возражения.
Одним словом, если человек отрицаетвоззрения, которые проповедуются Кораном и Сунной, то его утвержденияоказываются противоречивыми и не подтверждаются священными текстами илогическими аргументами. Напротив, они противоречат здравому смыслу ибожественному откровению.