Далеко летящие мечты
Сказал Всевышний: «Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех, а земная жизнь – всего лишь наслаждение обольщением»
(сура 3, аят 185). И сказал Он: «Оставь их – пусть они едят, пользуются благами и увлекаются чаяниями. Скоро они узнают» (сура 15, аят 3).
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «ОднаждыПророк (да благословит его Аллах и приветствует) начертилпрямоугольник, потом он начертил в середине его линию, выходящую за егопределы, потом он начертил несколько маленьких линий, доходящих до тойлинии, которая была посередине, после чего сказал: «Это - человек; то,что его окружает (или: то, что его окружило),[1]есть его срок; то, что выходит за пределы прямоугольника, является егонадеждами, а эти маленькие чёрточки - превратностями судьбы, которыеего постигают, и если минует его одно, то вцепится в него[2] другое, если же минует его второе, то вцепится в него первое» (Аль-Бухари, № 6417).
И сказал Али ибн Абу Талиб: «Этот мир уходит, а Вечный Мирприближается, и у каждого из них есть сыны. Будьте же сынами МираВечного, и не будьте сынами мира этого, ибо, поистине, сегодня деяния,и нет расчета, а завтра расчет, но нет деяний».
* * *
Далеко идущие планы и надежды указывают на любовь к этому миру ипренебрежение Миром Вечным. Люди, которым это свойственно, всегдаоткладывают покаяние на потом и свои обязанности перед Аллахомвыполняют нехотя и лениво, а сердца их ожесточились. Сказал Всевышний: «…те, чьи сердца почерствели по прошествии долгого времени и многие из которых являются нечестивцами» (сура 57, аят 16).
Это касается мечтаний и надежд, связанных исключительно с этиммиром. Сама же по себе мечта или надежда, не отвлекающая человека отМира Вечного, не заслуживает порицания. Ведь если бы не надежда, никтобы вообще ни за что не принимался. Надежды и мечты, помогающиеосваивать и преображать землю в рамках довольства Аллаха, нужны. Однакоесли они становятся чрезмерными – так, что отвлекают человека отпоминания Аллаха, это уже мечты порицаемые и нежелательные.
Аль-Бухари (да помилует его Аллах) представил эту тему двумя аятами,хадисом и словами ‘Али (да будет доволен им Аллах). При изучении аятовмы обнаруживаем следующее:
1. Они напоминают о Мире Вечном, Рае и Огне, а это напоминание,несомненно, лечит такой недуг, постигающий человеческую душу, какдалеко идущие надежды.
2. «Удалять» в данном случае, согласно значению употребляемогоглагола в арабском языке, относится к чему-то тяжелому, что оченьтрудно сдвинуть с места, и буквально означает «отодвигать». Этот глаголприменяется, например, к скале, но не применяется к чему-то легкому,вроде бумаги.
Это указывает на то, что спасение от Огня дело очень и оченьнелегкое, потому что путь к Раю скрыт за тем, что ненавистночеловеческой душе: «А Рай скрыт за тем, что ненавистно».
3. Употреблена именно страдательная форма глагола - «отодвинут» и«введен». При этом совершающий эти действия не упоминается, потому чтоОн известен и так. Ведь спасает от Огня и вводит в Рай только ВсевышнийАллах.
А это, в свою очередь, указывает на то, что человек может спастисьот Огня и войти в Рай, только если Всевышний Аллах поможет ему в этом.Если бы не помощь Аллаха, он не пришел бы к тому, к чему пришел, и недостиг бы того, чего достиг. Подробнее об этом мы поговорим в другомхадисе, если будет на то Воля Аллаха.
4. В аяте употребляется слово «преуспел» без добавлений, хотя обычноэто слово поясняется. Например, мы говорим: такой-то преуспел, получивприз, а такой-то преуспел, заняв первое место в соревновании. Потомучто это успех временный, ограниченный, а успех в Раю абсолютный, он неимеет границ и к нему не нужно разъяснений и определений. Кто вошел вРай, тот преуспел во всем, причем успех его постоянный, а не временный.
5. Что же до Слов Всевышнего: «Оставь их – пусть они едят,пользуются благами…», то в них устрашение и угроза. Когда мы велимребенку сделать что-то, и видим, что он не собирается слушаться и явнонамеревается продолжать делать то, что хочет он, мы прибегаем к угрозе.Мы говорим ему: «Ну, хорошо… Делай, что хочешь!». При этом мы вовсе непозволяем ему делать, что он захочет, но мы желаем сказать этим:«Делай, что хочешь, и увидишь, как я тебя накажу!».
Так же и этот аят. В нем устрашение и угроза, и поэтому он завершается Словами Всевышнего: «Скоро они узнают!».
6. Мечтания отвлекают от Мира Вечного и работы для него. А как мыуже сказали ранее, все, что отвлекает от Мира Вечного, недостойновнимания. Мечты – это один из методов Шайтана, в его борьбе с человекоми отвращении его от пути Аллаха.
А в хадисе мы видим следующее:
- Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)использовал разные методы для того, чтобы облегчить сподвижникампонимание и представление чего-либо. Он приводил примеры, сравнивал,задавал вопросы, вступал в диалог с кем-то, рассказывал истории, аиногда – как в этом хадисе, – рисовал на земле, для разъяснения. И всепроповедники Ислама должны следовать примеру Посланника Аллаха (даблагословит его Аллах и приветствует) в этом. Это помогает достичьуспеха в призыве и воздействовать на умы и сердца людей.
- Рисунок Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) – выглядел примерно так:
- В этом хадисе Посланник Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует) показал, что человек со всех сторон ограничен своимжизненным сроком, и ему не прорвать эту линию, и у него нет ни малейшейнадежды избежать смерти, когда придет его час.
- Превратности судьбы – это все, что постигает человека – болезнь,несчастный случай, беда, которая несет в себе угрозу его жизни.Подобных явлений очень много. Их стрелы постоянно нацелены на человека,совершающего свое путешествие, именуемое жизнью. Некоторые совсем внего не попадают, другие вонзаются в него, но не убивают. И те, идругие – предупреждение и напоминание о смерти. Если человек, скажем,попал в аварию и выжил, получив увечья или оставшись невредимым, ондолжен вспомнить о том, что в этой аварии он мог погибнуть, а что онсделал для Мира Вечного? Что он сделал для того, чтобы войти в Рай иуберечься от Огня?
Верующий извлекает для себя пользу из подобных происшествий, иначинает совершать еще больше добрых дел. А беспечный человек не знает,почему с ним случилось то, что случилось, и почему он остался в живых.И все эти предупреждения и предостережения не приносят ему пользы, итак продолжается до тех пор, пока не случится, наконец, то, что унесетего жизнь.
- Конечно, человек знает, что смерти ему не избежать, и опасности,грозящие оборвать его жизнь, подстерегают его повсеместно. Однако,несмотря на это, мечты его в этом мире летят далеко-далеко. Эти мечты инадежды намного длиннее, чем его жизнь. Даже более того – мечтамчеловека нет предела. Чем больше он живет, тем дальше простирается егомечта.
Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Сердцестарика продолжает оставаться молодым в двух (отношениях): в том, чтокасается любви к миру этому, и в том, что касается больших надежд» (Аль-Бухари, № 6420).
Мечты человека не уменьшаются с годами. Как раз напротив, чем старшестановится человек, тем больше он стремится к богатству, тем дальшелетят его мечты. Потому что когда он чувствует, что жизнь его подходитк концу, а богатство – уменьшается, его любовь к ним становится всесильнее и сильнее, а его стремление сохранить свою жизнь и богатствоувеличивается.
Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Взрослеетсын Адама, и вместе с ним увеличиваются две вещи: любовь к этому миру идолгожительству» (Аль-Бухари, № 6421).
Значит, они растут по мере того, как он взрослеет и стареет, а не уменьшаются и не остаются в неизменном виде.
- «…(или: то, что его окружило)». Передатчик хадиса сомневался втом, какую именно из двух фраз сказал Пророк (да благословит его Аллахи приветствует). Поэтому он и передал хадис в таком виде, хотя и знал,что смысл в обоих случаях один и тот же. Это одно из величайшихдоказательств того, что надежные передатчики хадисов были чрезвычайноточны в передаче слов Пророка (да благословит его Аллах иприветствует). Если в данном хадисе, где смысл обоих фраз одинаковый,передатчик так заботился о точности, то что можно сказать о том случае,когда возможные фразы отличаются по смыслу?
Приведем в качестве примера слова Абу Зарра (да будет доволен имАллах): «Как-то раз я стал ругать одного человека, которого я попрекалего матерью[3].Услышав это, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказалмне: «О Абу Зарр, неужели ты попрекал этого человека его матерью?!Поистине, в тебе сохранились остатки невежества!» (Аль-Бухари, № 30).
В этом хадисе – порицание Абу Зарра, упрек, и он мог бы вообще нерассказывать об этом, предоставив это другим сподвижникам, которые былисвидетелями происшествия. Однако мы видим, что он пересказал все, чтослучилось, в точности и передал слова Пророка (да благословит его Аллахи приветствует) в неизменном виде.
Это высшая степень надежности и ответственности в передаче знаний.Сегодня об этом много говорят, но на практике почти никто не достигаетуровня надежных передатчиков хадисов и сознательных ученых прошлого.
Что же касается слов ‘Али, то они означают следующее:
1. Человек отправляется в путешествие, имя которому жизнь, и длитсяоно с рождения до смерти. И каждая проходящая минута отдаляет его отначала пути и приближает к его концу.
2. Люди, отправляющиеся в это путешествие, делятся на два вида: кпервому относятся те, кто сделал этот мир своей целью и предметом своихмечтаний. Это и есть сыны мира этого. А второй вид – это те, кто сделалсвоей целью Мир Вечный и смотрит на этот мир как на средство достиженияэтой цели, и не более того. Они берут от него то, что помогает импреуспеть в Мире Вечном, и оставляют то, что мешает им в этом.
И ‘Али (да будет доволен им Аллах) говорит: «Будьте же сынами Мира Вечного, и не будьте сынами мира этого».
3. После этого он напоминает нам о том, что этот мир – место длядействий и труда, и не место для воздаяния. А Мир Вечный – это как разместо, где человека ожидает воздаяние, и там уже нет работы, нет дел,которые человек мог бы совершить.
Это очень важная истина, которой многие люди не знают. Они впали в заблуждение и сошли с прямого пути.
Среди людей есть такие, которым если пошлет Аллах несколькоиспытаний подряд, в их сердца проникает Шайтан, который пытаетсязаставить этих людей усомниться в справедливости Аллаха и даже в Егосуществовании. Он нашептывает им: «Если ты на истинном пути, почему жетогда Аллах посылает тебе несчастья? И почему Он не дает тебе того, чтоты желаешь из этого мира, ведь ты поклоняешься Ему и отдаешь, чтоможешь? Так какая польза тогда от послушания Аллаху и соблюдениярелигии?».
И если человек знает и понимает ту истину, о которой мы упомянули,он живет спокойно, проявляет терпение и довольство и надеется нанаграду Аллаха. Если же он не знает этой Истины, он отходит от прямогопути, впадает в неверие и, таким образом, оказывается в убытке и в этоммире, и в Мире Вечном.
Сказал Всевышний: «Средилюдей есть и такой, который поклоняется Аллаху, находясь на грани междуверой и неверием. Если ему достается добро, то благодаря этому ончувствует себя уверенно; если же его постигает испытание, то онопрокидывается на лицо свое. Он теряет как этот мир, так и ВечнуюЖизнь. Это и есть очевидный убыток!» (сура 22, аят 11).
После того, как мы разобрали эти два аята, хадис и слова Али (дабудет доволен им Аллах), остается сказать еще немного о том, чтосвязано с нашей темой.
- Передают, что в одном из своих наставлений, обращенным капостолам, ‘Иса (Иисус) так сказал об этом мире: «Проходите через него,но не занимайте себя им… Кто же строит дом на волне морской? Так и мирэтот, не считайте же его постоянной обителью».
- Несколько человек пришли к одному праведнику и, увидев его жилище,сказали: «Поистине, дом твой представляется нам домом человека, которыйсобрался уезжать». Он сказал в ответ: «Я не уеду, но буду изгнаннеожиданно». Он имел в виду, что смерть унесет его из этого миравнезапно.
[1] Имеются в виду стороны прямоугольника.
[2] То есть постигнет.
[3] Этим человеком был чернокожий муаззин Биляль, которому Абу Зарр (да будет доволен Аллах ими обоими), сказал: «О сын чёрной!».
5-й хадис из 21-го. Книга доктора Шараф Аль-Куда "СМЯГЧЕНИЕ СЕРДЕЦ".
Перевод с арабского НАЦ "БАДР ЦЕНТР"