Будь в этом мире словно чужестранец
Передает Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими): «Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)
взял меня за плечо и сказал: «Будь в этом мире словно чужестранец… Или путник» (Аль-Бухари, № 4616).
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) часто говорил: «Кольдоживешь до вечера, то не жди утра, а коль доживешь до утра, то не ждивечера, и запасайся у своего здоровья (тем, что пригодится) для твоейболезни, а у своей жизни – (тем, что пригодится) для твоей смерти».
* * *
Этот хадис учит мусульманина, как ему относиться к этому миру и каквести себя в нем. Это наставление для Ибн ‘Умара и для каждогомусульманина после него: быть в этом мире словно человек, простопроходящий мимо. «Или» здесь не указывает на наличие выбора. Это –частица исправления, и здесь оно имеет значение «а лучше». То естьПророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Ибн ‘Умару:«Будь в этом мире словно чужестранец», - но потом ему пришло в голову,что чужестранец, покинув родину, может поселиться в другой стране. А,оставшись там жить, он вполне может привязаться к этому миру дажебольше, чем местные жители. Тогда он сказал: «Или как путник», имея ввиду человека, который в данный момент находится в пути, который нигдене остановился, который все идет и идет. И смысл высказывания в этомслучае: «Нет, лучше будь как человек, просто проходящий мимо, а не какчужестранец».
Однако в чем должен походить мусульманин в этом мире на путника? Чтоже, он должен отстраняться от людей и удаляться от них? Нет, в хадисеречь идет совсем не об этом. Поэтому ни Ибн ‘Умар, ни другиесподвижники не отделялись от общины, частью которой они были. Мы небудем говорить здесь об уединении. Об этом – отдельный хадис.
Что же касается сходства, то оно должно заключаться в следующем:
1. Человек, живущий на родине, среди своих близких и родных, можетпривязаться к семье, детям, родственникам, друзьям, имуществу и неощущать острой потребности в заботе Аллаха в каждое мгновение своейжизни.
А путешественник находится далеко от всего перечисленного, и онполагается и уповает только на Аллаха, и его связь с Аллахом намногокрепче.
Более того, сердца людей, живущих на родной земле, привязаны кАллаху в разной степени. Сила этой привязанности зависит от многого,например, от работы этих людей. Сердце земледельца привязано к Аллахубольше, чем сердце чиновника, и в этом нет сомнения. Ведь земледелецпостоянно надеется на то, что дождей выпадет достаточно, что погодабудет стоять подходящая, что урожай не погубят болезни и вредители, чтобудут подходящие цены и т.д. Поэтому он постоянно привязан к Аллаху иуповает на Него. Ведь любое нарушение в течение нескольких дней можетпривести к тому, что окажутся напрасными все усилия, приложенные им зацелый год.
Сердце студента, несомненно, сильнее связано с Аллахом в период экзаменов, чем в начале учебного года.
Итак, хадис говорит: «Пусть будет сердце твое как можно сильнеепривязано к Аллаху. Не бойся никого, кроме Аллаха, и не надейсяполучить благо, кроме как от Него, и уповай и надейся на Него одного, инет у Него сотоварищей».
2. Путешественник берет с собой в дорогу лишь самое необходимое. Онне берет с собой всю обстановку своего дома, не берет спальню, гостинуюили столовую, не берет всю одежду или библиотеку. И его поведениепонятно – возьми он все это с собой, он просто не сможет сдвинуться сместа или, по крайней мере, этот скарб сильно задержит его в пути ипричинит ему немало неудобств.
Так же и мусульманин – он должен брать от этого мира то, что поможетему преуспеть в Мире Вечном, и оставлять все, что мешает емувозвышаться в Мире Вечном и достигнуть высших ступеней в Садах Вечности.
3. Путешественник не считает саму дорогу своей целью. Для него оналишь средство, помогающее достичь цели. Поэтому он не собирает подороге все деревья, цветы и камни, что понравились ему.
Так же и мусульманин – он должен относиться к этому миру как ксредству достижения цели, а не считать его целью. Ведь, поистине, мирэтот не заслуживает того, чтобы быть целью, ибо он – преходящий, иобязательно исчезнет однажды.
4. Путешественник в каждое мгновение и с каждым шагом ощущает, чтоотдаляется от исходного пункта и приближается к цели. Отправляясь впутешествие, например, на машине, он время от времени невольноподсчитывает: вот, он проехал столько-то километров, и осталось ещестолько-то. А если он путешествует самолетом, он не раз смотрит на часыи думает: позади уже такая-то часть полета, а осталось еще столько-то.
И так далее. И мусульманин должен постоянно чувствовать, чтоприближается конец его путешествия в этом мире и что он все ближеподходит к смерти. И если путешественник знает, какой отрезок пути онуже преодолел и сколько ему еще предстоит пройти, то человек в своемпутешествии под названием жизнь знает, сколько прошло из его жизни, ноему не дано знать, сколько еще осталось. Поэтому он должен быть готовымвстретиться со смертью в любой миг, ведь он не знает, когда умрет.
В этом его положение схоже с положением старательного студента,когда преподаватель говорит: «Экзамен я вам сделаю неожиданно». Усердноучащийся, серьезный студент будет каждый день приходить подготовленным,тогда как ленивый студент говорит себе: «Вряд ли экзамен будет на этойнеделе», - и не готовится. А если экзамен все-таки наступает раньше,чем он предполагал, он проваливается на нем, а потом начинает горькожалеть о свой беспечности.
Это и есть смысл слов Ибн ‘Умара: «Коль доживешь до вечера, то нежди утра, а коль доживешь до утра, то не жди вечера, и запасайся усвоего здоровья (тем, что пригодится) для твоей болезни, а у своейжизни – (тем, что пригодится) для твоей смерти».
Да, здоровье не вечно, и точно так же жизнь. Поэтому и сказалПосланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Используйпять вещей прежде, чем придут пять других: твою молодость прежде, чемпридет твоя старость, твое здоровье прежде, чем придет к тебе болезнь,твое богатство прежде, чем придет к тебе бедность, твое свободное времяпрежде, чем окажешься занят делами, и твою жизнь прежде, чем придеттвоя смерть» (Аль-Хаким, достоверный хадис).
5. Путешественник делает в пути остановки, чтобы запастись всемнеобходимым для продолжения путешествия, и без этого ему нельзя – ведьиначе его запасы кончатся, когда он будет в дороге. Так же имусульманин – он должен непременно пополнять свои запасы на стоянкахзнания и в собраниях праведных и благочестивых.
К тому же, на своем пути он встречает немало трудностей. Ведьпутешествие, как известно, отрезок страдания. Так же и верующийвстречает немало трудностей и всего того, что ему неприятно, на своемпути к Всевышнему Аллаху. И преуспеть он может, только приучая себя кпослушанию Аллаху, воздерживаясь от ослушания Его и терпеливо переносябеды и испытания. Передает Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах):«Огонь скрыт за страстями, а Рай – за тем, что ненавистно» (Аль-Бухари,№ 6487).
Такова жизнь – дорога к достижению великих целей всегда трудна. Алегкие пути ведут только к незначительным, маловажным, ничтожным целям.
Например, хорошей успеваемости в учебе добиться можно, но для этогонеобходимо приложить усилия, тогда как проваливаться на экзаменах иполучать плохие оценки легче легкого, и это может каждый.
А что дороже и выше Рая? Поэтому трудная дорога вполне соответствуетвеликой цели. Поистине, товар Аллаха дорог. Товар Аллаха – Рай.
4-й хадис из 21-го. Книга доктора Шараф Аль-Куда "СМЯГЧЕНИЕ СЕРДЕЦ".
Перевод с арабского НАЦ "БАДР ЦЕНТР"