Испытание благом
Передают со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими), что Посланник Аллаха
(да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Многие люди обделены двумя милостями: здоровьем и свободным временем» (Аль-Бухари, № 6412).
* * *
Человек сотворен и помещен в этот мир для испытания, и только. Говорит Всевышний: «Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий»(сура 67, аят 2). Все люди находятся в огромном экзаменационном зале,представленном Вселенной, и в нем есть наблюдатели, которые замечают изаписывают все, большое и малое: «Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель» (сура 50, аят 18).
И тела их свидетельствуют против них, и земля свидетельствует противних, и люди свидетельствуют друг против друга, а Аллах – свидетель длявсякой вещи.
Что же до продолжительности экзамена, то это период отсовершеннолетия до смерти. И если студент, сдающий сессию, знает,сколько осталось до конца экзамена, то человеку в этом мире не данознать, сколько осталось ему жить.
Если бы студенту сказали, что продолжительность экзамена точно неопределена, и у него могут забрать листок с ответами в любой момент, онприложил бы все возможные усилия и не потерял бы даром ни одной секундына этом экзамене, и ответил бы на как можно большее число вопросов. Таки мусульманин должен дорожить каждой минутой, даже каждым мгновением,чтобы успешно сдать этот экзамен.
Что же до средств, которыми пользуются на экзамене, то для студентаэто ручка, специально подготовленный для экзамена лист и т.д.Средствами же человека в этом мире являются его тело, время, имущество,знания, а также все его силы и способности.
Экзамен включает всего несколько вопросов:
Повеления Аллаха и возложенные на тебя обязанности;
Его запреты, которые ты не должен нарушать;
Его милости, за которые ты должен благодарить Его;
Трудности, которые ты должен терпеливо переносить.
Этот хадис – напоминание нам о милостях Аллаха, за которыенеобходимо благодарить, чтобы не жалеть и не раскаиваться потом. Омилостях сказано немало.
Перечислим вкратце самое важное:
1. Милостей, которые оказывает Аллах человеку, очень и очень много, их не счесть. Говорит Всевышний: «Если вы станете считать милости Аллаха, то не пересчитаете их!»(сура 16, аят 18). К таким милостям и благам относится вера, разум,слух, зрение, здоровье, дети, имущество. Более того, в каждой клеточкенашего тела заключены милости и блага, которым нет числа.
Рассказывают, что один бедняк пожаловался ученому на свою бедность,и на то, что Аллах не наделил его ничем из Своих милостей. А тотспросил его: «Продашь ли ты свое зрение за сто тысяч?». Он ответил:«Нет». Ученый спросил: «Продашь ли ты свой слух за сто тысяч? Продашьли ты свои руки за сто тысяч? Продашь ли ты свои ноги за сто тысяч?Продашь ли ты свой разум за сто тысяч?». Он ответил: «Нет». Тогдаученый сказал ему: «Ты жалуешься на бедность, владея сотнями тысяч?!».И человек этот понял, что нематериальные блага значат больше, чемденьги, и что милости Аллаха неисчислимы.
2. Все без исключения милости – испытание, даже те, которые выглядяткак вознаграждение и почет – они на самом деле лишь еще одно испытание.Говорит Всевышний: «КогдаГосподь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами,тот говорит: «Господь мой почтил меня!». Когда же Он испытывает его,ограничивая его в пропитании, тот говорит: «Господь мой унизил меня!».Вовсе нет!» (сура 89, аяты 15-17).
И сказал Всевышний: «Еслибы люди не могли стать одной общиной неверующих, то Мы сделали бы вдомах тех, которые не веруют в Милостивого, серебряные крыши илестницы, на которые они бы взбирались, а также серебряные двери и ложав их домах, на которых они бы лежали, прислонившись, а также украшения.Все это – всего лишь преходящие блага мирской жизни, а Последняя Жизньу твоего Господа уготована для богобоязненных» (сура 43, аяты 33-35).
Если бы блага даровались в качестве почета, посланники были бысамыми богатыми людьми, а неверные не имели бы ничего. Разъясним напримере: учитель раздал всем студентам книги – одним большую, другим –среднюю, третьим – маленькую. Те, кому досталась большая книга,обрадовались, а те, кому досталось маленькая книга, обиделись иогорчились. Закончив раздачу книг, учитель сказал: «Экзамен для каждогобудет по той книге, которую я ему дал». Тогда обрадовались те, комудостались маленькие книги, а остальные пожелали, чтобы и у них книгибыли маленькими… Так и блага мира этого.
Благо – это не почтение, но испытание: поэтому оно никак не можетслужить показателем положения человека у Его Господа. Таким показателемявляется вера и благие деяния: «Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (сура 49, аят 13).
3. Чтобы успешно сдать экзамен, верующий должен благодарить Аллаха за все эти милости. Благодарность бывает нескольких видов:
- Благодарность сердцем:
Осуществляется она посредством твердой уверенности и осознаниясердцем, что все блага исходят от одного лишь Аллаха, у Которого нетсотоварищей. Сказал Всевышний: «Все блага, которые вы имеете, – от Аллаха» (сура 16, аят 53). То есть, от одного лишь Аллаха. А в хадисе, передаваемом Ибн Аббасом, говорится: «…изнай, что ежели соберется весь род людской, дабы сделать что-нибудьполезное тебе, они сделают для тебя лишь то, что уже предписано тебеАллахом» (Ат-Тирмизи, № 2635, хороший достоверныйхадис). И люди не иначе как инструменты предопределения Аллаха. Онидаже себе самим не могут принести пользы, не то, что другим.
- Благодарность языком:
Это частое произнесение слов «Хвала Аллаху» («Аль-хамду лиЛлях») ирассказ людям о милостях Аллаха. Однако при этом следует остерегатьсяпоказухи – целью человека должно быть побуждение людей к тому, чтобыони следовали его примеру в благих делах. К благодарности языкомотносятся все благие слова – поминание Аллаха, чтение Корана, призыв кодобряемому и удержание от порицаемого, обучение других благому и т.д.
- Благодарность посредством действий:
Этот вид благодарности бывает разным в зависимости от видадарованного человеку блага. Кого наставил Аллах на истинный путь, тотдолжен употребить все возможные усилия для призыва к этому пути других.Тот, кому дарован острый ум и проницательность, должен приобретатьзнания и обучать других и использовать свой разум для решениявсевозможных проблем мусульман. А кому дал Аллах сильное тело, тотдолжен помогать другим и принимать участие в борьбе на пути ВсевышнегоАллаха. А кому дал Аллах имущество, тот должен расходовать его на путиАллаха, тайно и явно. Благодарность посредством действий заключается втом, чтобы использовать дарованные блага в том, что являетсяпослушанием Аллаха, а не в совершении грехов.
Все три вида благодарности приводят к увеличению милостей и благ в этом мире. Сказал Всевышний: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (сура 14, аят 7).
Благодарность также является одним из путей к спасению в этом мире.Аллах помог Люту и тем, кто был с ним, и спас их от страшной кары. Иэто было им вознаграждением за то, что они благодарили Аллаха и былипослушными ему. Сказал Всевышний: «Мынаслали на них ураган с камнями, и только семью Люта Мы спасли передрассветом, по милости от Нас. Так Мы воздаем тем, кто благодарен» (сура 54, аяты 34-35).
Это в этом мире. А в Вечном Мире их также ожидает великая награда: «Мы вознаградим благодарных» (сура 3, аят 145).
В хадисе, который перед нами, Посланник Аллаха (да благословит егоАллах и приветствует) напоминает нам о двух важнейших благах – здоровьеи свободном времени. В том, что здоровье является величайшей милостьюАллаха, вряд ли кто-то усомнится, но как может быть милостью свободноевремя?
Здесь «свободное время» имеет вовсе не то значение, которое сразуприходит на ум большинству людей. Это вовсе не то «лишнее» время, накоторое они досадуют и которое стараются «убить», как принято говорить.Здесь имеется в виду время как жизненный срок. Ведь время – это жизнь,а жизнь – одна из милостей Всевышнего Аллаха, и именно об этом идетречь в хадисе: «Несдвинутся стопы раба (Аллаха) с места в Судный День, пока не будет онспрошен о его жизни, как он ее провел, и о его знаниях, куда он ихупотребил, и о его имуществе – откуда он его приобрел и на чторасходовал, и о его теле – для чего он его использовал» (Ат-Тирмизи, № 2532, хороший достоверный хадис).
В первом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)назвал время досугом, а во втором – жизнью. Итак, Посланник Аллаха (даблагословит его Аллах и приветствует) напоминает нам о таком благе, какздоровье и свободное время. Эти милости Аллаха имеют огромное значение,и человек может употребить их в послушании Аллаху и успешно сдатьэкзамен, которым, по сути, является приход к нему этой милости.
Однако многие люди обманываются этими милостями, не видят ихистинной сущности, потому что они думают, что блага в этом миредаруются как почет, хотя в действительности они – испытание и экзамен.А когда человек не понимает, что милость от Аллаха пришла к нему вкачестве испытания, он не благодарит за нее, и в Судный Деньоказывается в убытке и горюет, когда горевать уже не время, ираскаивается, когда раскаиваться уже поздно. Так обманываются иоказываются в убытке большинство людей, хотя многие из них так и необнаруживают и не ощущают этого в этом мире.
Из хадиса можно сделать еще один важный вывод: обманываются и незамечают истины большинство людей, и верующий не должен смотреть набольшинство и подстраиваться под них. И он вовсе не должен менять своиубеждения и поведение только потому, что они не совпадают с убеждениямии поведением большинства. Большинство не всегда на верном пути, иединственным критерием является Ислам. Сказал Всевышний:
«Скажи: «Скверное и благое не равны, даже если изобилие скверного удивило тебя (или понравилось тебе» (сура 5, аят 100).
И говорит Он:
«Большая часть людей не уверует, даже если ты страстно будешь желать этого» (сура 13, аят 103).
И говорит Всевышний:
«Если ты станешь повиноваться большинству тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха» (сура 6, аят 116).
Так будь же всегда с Аллахом, независимо от того, много поборниковистины или мало, и не будь приспособленцем. Сказал Посланник Аллаха (даблагословит его Аллах и приветствует): «Небудьте приспособленцами, которые говорят: «Если люди поступят хорошо,мы тоже поступим хорошо, а если они поступят несправедливо, мы тожепоступим несправедливо». Вместо этого приучите себя делать добро людям,если они сделали вам добро, и не отвечайте несправедливостью нанесправедливость» (Ат-Тирмизи, № 2075, хороший редкий (гариб) хадис). (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
1-й хадис из 21-ти. Книга доктора Шараф Аль-Куда "СМЯГЧЕНИЕ СЕРДЕЦ".
Перевод с арабского НАЦ "БАДР ЦЕНТР"