Ваш Бог – Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного.
163. Ваш Бог – Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного.
Правдивый Аллах сообщил, что Онявляется единственным Богом. Ему одному присущи божественная сущность,прекрасные имена, совершенные качества и божественные деяния. Он неимеет сотоварищей и не имеет себе равных и подобных. Наряду с Ним нетдругих творцов или правителей во вселенной. А это значит, что толькоАллах заслуживает обожествления и поклонения, и ни одно творение неможет быть сотоварищем Ему.
Одним из Его божественных качествявляется величайшая милость, которую нельзя сравнить с милосердиемтворений. Она объемлет всякую вещь и распространяется на все сущее.Благодаря Божьей милости существуют творения. Благодаря Божьей милостиони приобретают удивительные щедроты и избавляются от несчастий. Посвоей милости Аллах позволяет Своим рабам познать Его качества ищедроты, а также отправляет посланников и ниспосылает писания, которыеразъясняют рабам все духовные и мирские блага, в которых они нуждаются.
И если человек осознает, что всеприобретенные рабами блага являются щедротами Аллаха и что творения неспособны самостоятельно принести пользу друг другу, то он понимает,что только Аллах заслуживает поклонения во всех его формах ипроявлениях и заслуживает, чтобы Его любили и боялись, чтобы на Негонадеялись и уповали, чтобы Его возвеличивали и почитали и чтобы радинего одного совершали все остальные обряды поклонения. Он такжепонимает, что самой большой несправедливостью и самым порочнымпоступком является поклонение рабам вместо поклонения Господу рабов,или равнение созданных из земного праха творений к Властелину миров,или приобщение зависимых и всесторонне нуждающихся существ кмогущественному и могучему Творцу и Правителю, которому подвластно ипокорно все сущее.
Этот аят свидетельствует о единствеТворца и подтверждает истинность единобожия, отрицая божественностьвсех творений. Из него также следует, что важнейшим доказательством впользу этого является милость Аллаха, результатом которой являетсясуществование всех щедрот и избавление от всевозможных несчастий. Всеэто – общее доказательство единства Господа Бога, а более подробнодоказательства этого обсуждаются в следующем аяте.
164. Воистину, в сотворении небес иземли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем,что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба ипосредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на нейвсевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчиненном междунебом и землей, заключены знамения для людей разумеющих.
Всевышний поведал о том, что небеса и земля являются Божьимизнамениями. Эти огромные творения свидетельствуют о единстве Творца,Его божественности, безграничной власти, милосердии и многих другихбожественных качествах. Однако извлечь пользу из этих знамений удаетсятолько для людей разумеющих, которые используют свой разум поназначению. Чем большим разумом Аллах одаряет человека, тем большепользы он извлекает из знамений и тем больше он размышляет над ними.
Он задумывается над высоким небесным сводом, его размерами,совершенством и безупречностью. Он всматривается в солнце, луну, звездыи другие светила, каждое из которых находится на своем месте во благорабов. Он задумывается над тем, что земля является постелью для людей,на которой они могут спокойно существовать, пользуясь многочисленнымиземными благами. Эти знамения свидетельствуют о том, что ВсевышнийАллах сам создает творения и сам управляет ими. Они свидетельствуют обожественном могуществе, благодаря которому Аллах сотворил вселенную, ибожественной мудрости, благодаря которой Он придал ей прекрасный исовершенный облик и установил в ней порядок, а также божественномзнании и милосердии, благодаря которым он облагодетельствовал рабоввсем, что приносит им пользу, что необходимо для их существования и вчем они нуждаются. Все это является убедительным доказательствомсовершенства Аллаха, который один создает творения, управляет деламиСвоих рабов и заслуживает их поклонения.
Еще одним знамением является постояннаясмена дня и ночи. Один из них всегда приходит на смену другому, приносяс собой холод, жару или умеренную погоду. Они также сменяют друг другапо продолжительности, периодически удлиняясь и укорачиваясь. Благодаряэтому возникают времена года, которые упорядочивают жизнь потомковАдама, животных, деревьев, кустарников и всего, что находится наповерхности Земли. Все это происходит с удивительной точностью и подвлиянием удивительных законов, которые изумляют человеческие умы ипознать которые всесторонне не удается даже самым разумным мужам. А этосвидетельствует о могуществе, знании, мудрости, безграничноммилосердии, всеобъемлющей милости и абсолютной власти УправляющегоВселенной, который правит ею самостоятельно. Его могущество, а такжевеличие Его власти и владений заставляет человека поклоняться Ему иобожествлять Его, любить Его и возвеличивать Его, бояться Его инадеяться на Него, а также стремиться снискать Его благоволение изаслужить Его любовь, посвящая такое поклонение только Ему одному.
Еще одним знамением являются корабли исудна, которые плывут по воде. Аллах вдохновил Своих рабов на созданиеэтих плавучих средств и наделил их соответствующими способностями ивсеми необходимыми средствами. Аллах подчинил людям водную стихию, атакже ветры, которые переносят корабли вместе с имуществом и товарами итем самым приносят людям огромную пользу, удовлетворяя их нужды иупорядочивая их жизнь.
Кто вдохновил людей на созданиекораблей, наделил их соответствующими способностями и одарил всеминеобходимыми средствами, благода
ря чему люди смогли строить корабли и судна? Кто подчинил им моря иветры и позволил кораблям плыть по морям и океанам? Кто сотворил огоньи горючее, благодаря которым транспортные средства переносят людейвместе с их имуществом на суше и на море?
Не являются ли эти милости результатомдеятельности одного Творца? Неужели слабому и беспомощному человеку,который появляется на свет из утробы своей матери, не имея никакихзнаний и способностей, а затем приобретает знания и способностиблагодаря милости своего Господа, удалось добиться всего этогосамостоятельно? Или же это произошло благодаря Мудрому и ВсеведущемуГосподу, который властен над всем сущим и не знает никаких препятствий,перед величием и могуществом которого смиряются и склоняются всетворения?
Беспомощный раб в лучшем случае можетстать одной из причин, которые Аллах сотворил для претворения в жизньэтого великого замысла. И это свидетельствует о милости Аллаха и Егозаботливом отношении к своим творениям и обязывает рабов искреннелюбить и бояться одного Аллаха, возлагать на Него надежды, покорятьсяЕму во всех делах, унижаться перед Ним и почитать Его.
Еще одним знамением является дождь,который Аллах изливает из облаков. Благодаря дождевой воде появляютсяна свет всевозможные деревья, травы и прочие растения, без которыхневозможно существование других творений. Разве это не являетсясвидетельством могущества Аллаха, который ниспосылает дождь ивзращивает растения? Разве это не является доказательством Его милостии сострадания по отношению к Своим рабам, Его заботливом отношении кним и их всесторонней нужде в своем Создателе? Разве это несвидетельствует о том, что Аллах властен воскресить покойников ивоздать им за совершенные деяния?
Аллах расселил на земле всевозможныеживые твари, и это также служит доказательством Его могущества ивеличия, Его единства и абсолютной власти. Он подчинил всех животных наземле людям, дабы они могли использовать их в собственных интересах.Они употребляют в пищу мясо животных или получают от них молоко, ониездят на них верхом или используют их для охраны и в других целях, онизадумываются над ними и извлекают из них полезные уроки.
Аллах расселил этих животных по всей земле и один заботится об их пропитании, и поэтому Всевышний Аллах сказал:
«Нет на земле ни единогоживого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием. Аллахзнает их место пребывания и место хранения (утробы матерей или могилы)» ( 11:6).
Еще одним знамением является сменаветров. Они бывают холодными и теплыми, южными и северными, восточнымии западными, а также дуют с других направлений между этими четырьмясторонами света. Они гонят облака и собирают их вместе, оплодотворяютих водой и выжимают, разрывают их в клочья и предотвращают возможныеплохие последствия. Иногда они несут Божью милость, а иногда приносятнаказание.
Кто управляет ими подобным образом изаставляет их приносить другим творениям блага, без которых ихсуществование просто невозможно? Кто заставляет их служить на благоживотным и приносить пользу живым тварям и деревьям, злакам и прочимрастениям? Только могущественный, мудрый, милосердный и проницательныйАллах, Который заслуживает, чтобы рабы унижались перед Ним, покорялисьЕму, любили Его, обращались к Нему и поклонялись Ему.
Легкие и прозрачные облака плывут междунебесами и землей и переносят много воды, которой Аллах по Своемужеланию орошает земли, возвышенности и лощины и ниспосылает воду людямтогда, когда они в ней действительно нуждаются. А когда обилие дождейможет причинить вред творениям, Аллах приостанавливает их. Онниспосылает дожди, руководствуясь Своим милосердием и проявляя истиннуюзаботу о Своих рабах. Как же безгранична Его власть, и как же великаЕго добродетель!!
Разве нельзя назвать дурным поведениерабов, которые наслаждаются благами Аллаха, существуют благодаря Егомилости и используют дарованные им щедроты для совершения грехов,которые вызывает гнев Аллаха? Разве подобное отношение Аллаха к такимтворениям не свидетельствует о Его выдержке, терпении, всепрощении,снисходительности и безграничной доброте? Хвала Аллаху прежде всякойвещи и в завершении всего! Хвала Ему зримая и незримая!
Из всего сказанного следует, что еслиблагоразумный человек задумывается над этими творениями, проникаетсяразмышлениями над этими удивительными созданиями и присматривается ктонкостям и мудростям мироздания, то ему становится ясно, что вселеннаясотворена ради истины и посредством истины. Он поймет, что она представляет собой книгузнамений, свидетельствующих об истинности единобожия и всего, что Аллахсообщил о себе и что Божьи посланники сообщили о Судном дне. Он такжеосознает, что творения находятся в зависимости от своего Господа, необладают самостоятельной властью и не способны противитьсяпредопределению своего Владыки. Небесный и земной миры целиком иполностью нуждаются в Аллахе, тогда как Он абсолютно не нуждается всвоих творениях. Воистину, нет иного бога и господа, кроме одногоАллаха!
СУРА "АЛЬ-БАКАРА"("КОРОВА")
Тафсир Шейха Ас-Саади