О наущениях шайтана относительно существования Аллаха
Что делать человеку, которого шайтан сильно наущает относительно Аллаха, а он очень боится этого?
На вопрос отвечает ученый Усеймин
Хвала Аллаху!
Человеку,задавшему вопрос и опасающемуся последствий названной проблемы, я могусказать следующее: «Не переживай, потому что тебя ждут только хорошиепоследствия. Шайтан нападает с этими наущениями на верующих, чтобыпоколебать их здоровые убеждения, доставить им душевные переживания иповергнуть их в идейные сомнения, чтобы очернить их чистую веру и дажеиспортить им жизнь. Он не первый и не последний среди верующих, ктопопал в такое положение. Это будет продолжаться до тех пор, пока в миресуществуют верующие. Сподвижники также оказывались в таком положении.Передают со слов Абу Хурейры: «Однажды сподвижники пришли к Пророку,мирему и благословение Аллаха, и сказали ему: “В наших душах возникаютмысли, произнесение которых мы считаем тяжким грехом”. Пророк ,мир емуи благословение Аллаха,спросил: “Неужели вы уже ощущаете это?” Ониответили: “Да”. Пророк,мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Этоявный признак веры”». Хадис передал Муслим.
В«Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится другой рассказ о том, чтоПророк,мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Шайтан приходит ккому-либо из вас и говорит: “Кто создал это? Кто создал то?” Затем онговорит: “А кто создал твоего Господа?” Тот, кто окажется в такомсостоянии, пусть прибегнет к Аллаху и прекратит [думать об этом]».
Передаютсо слов Ибн ‘Аббаса, что к Пророку,мир ему и благословение Аллаха,пришел какой-то человек и сказал: «В моей душе появляются такие мысли,что превратиться в пепел для меня лучше, чем произнести их». Пророк,мирему и благословение Аллаха, сказал: «Хвала Аллаху, Который превратилего (т.е. шайтана) козни в наущения». Хадис передал Абу Давуд.
Передаютсо слов Ибн ‘Аббаса, что к Пророку,мир ему и благословение Аллаха,пришел какой-то человек и сказал: «В моей душе появляются такие мысли,что превратиться в пепел для меня лучше, чем произнести их». Пророк,мирему и благословение Аллаха, сказал: «Хвала Аллаху, Который превратилего (т.е. шайтана) козни в наущения». Хадис передал Абу Давуд.
Шейх-уль-исламИбн Теймийя в книге «Иман» сказал: «Верующие испытывают наущенияшайтана, и у них появляются нечестивые мысли, от которых сжимаетсягрудь, как об этом сказали сподвижники: «Посланник Аллаха! В нашихдушах возникают такие мысли, что упасть с неба на землю для нас лучше,чем произнести их». Пророк,мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Этоявный признак веры». В другой версии сообщается, что сподвижникисказали: «В наших душах возникают мысли, произнесение которых мысчитаем тяжким грехом». Пророк,мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Хвала Аллаху, Который превратил его (т.е. шайтана) козни в наущения».Иными словами, если у человека появляются такие наущения, и он питает кним большую неприязнь и удаляет их из своего сердца, то это являетсяявным признаком веры. Он поступает, словно воин, который встречается сврагом и оказывает ему сопротивление, пока не одерживает над ним верх. И это великий джихад. <…> Поэтомулюди, приобретающие знания, и поклоняющиеся страдают такими наущениямии сомнениями больше, чем другие, так как остальные люди непридерживаются законов Аллаха и не следуют Его путем, а потакают своимжеланиям, пренебрегая поминанием своего Господа, и это именно то, чегожелает шайтан. В отличие от них, люди, которые устремляются ксвоему Господу, приобретая знания и поклоняясь Ему, являются врагамишайтана, который хочет отвратить их от Всевышнего Аллаха».
Поэтомуя говорю тому, кто задал этот вопрос: «Если тебе стало ясно, что этинаущения от шайтана, то борись с ними, прояви терпение и знай, что ониникогда не навредят тебе, если ты окажешь ему должное сопротивление, небудешь обращать внимание на его наущения и перестанешь следовать по егостопам. Пророк,мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллахпростил моим последователям наущения, возникающие в их груди, если онине сделают или не произнесут этого». Хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Еслитебе скажут: «Веришь ли ты в эти наущения? Считаешь ли ты их истиной?Считаешь ли ты возможным охарактеризовать Аллаха таким образом?» Тыобьязательно скажешь: «Нам не подобает говорить такое! Пречист Ты,Аллах, и это - великая клевета». Ты обьязательно отвергнешь это сердцеми языком, и избежишь этого больше всех остальных. Следовательно этовсего лишь наущения и ловушка шайтана, который передвигается по сосудамсынов Адама, пытается погубить их и ввести их в заблуждениеотносительно их религии.
Поэтому ты можешь заметить, что шайтан несеет в душе человека сомнения относительно пустяков. Например, тыслышишь о существовании на Востоке и Западе важных и крупных городов сбольшим населением и многочисленными строениями, и тебе и в голову неприходит усомниться в том, что они на самом деле существуют, или в том,что они не разрушены и приспособлены для жизни в них, или в том, чтоони населены, и т.п. Следовательно, шайтан не заинтересован в том,чтобы ты сомневался в таких вещах, но он сильно жаждет разрушения верычеловека, и он готов использовать все свое воинство для того, чтобыпотушить в сердце человека свет знаний, верного руководства и броситьего во мраке сомнений и разочарования. Пророк,мир ему и благословениеАллаха, сообщил нам о действенном средстве, которое приносит исцелениеот таких сомнений. Он велел прибегнуть к защите Аллаха и прекратитьдумать об этом. Если человек прекратит это и продолжит поклонятьсяАллаху, желая того, что есть у Него, то Аллах избавит его от сомненийблагодаря Своему могуществу. Посему отбрось все предположения, которыепроникают в твою душу через эту дверь, и продолжай поклоняться Аллаху,обращаться к Нему с мольбой и возвеличивать Его. Ведь если бы тыуслышал, что кто-либо описывает Аллаха так, как наущает шайтан, то тыбыл бы готов убить его, представься тебе такая возможность.Следовательно, наущения шайтана нереальны, и это всего лишь мысли инашептывания, у которых нет основания.
Поэтому ты можешь заметить, что шайтан несеет в душе человека сомнения относительно пустяков. Например, тыслышишь о существовании на Востоке и Западе важных и крупных городов сбольшим населением и многочисленными строениями, и тебе и в голову неприходит усомниться в том, что они на самом деле существуют, или в том,что они не разрушены и приспособлены для жизни в них, или в том, чтоони населены, и т.п. Следовательно, шайтан не заинтересован в том,чтобы ты сомневался в таких вещах, но он сильно жаждет разрушения верычеловека, и он готов использовать все свое воинство для того, чтобыпотушить в сердце человека свет знаний, верного руководства и броситьего во мраке сомнений и разочарования. Пророк,мир ему и благословениеАллаха, сообщил нам о действенном средстве, которое приносит исцелениеот таких сомнений. Он велел прибегнуть к защите Аллаха и прекратитьдумать об этом. Если человек прекратит это и продолжит поклонятьсяАллаху, желая того, что есть у Него, то Аллах избавит его от сомненийблагодаря Своему могуществу. Посему отбрось все предположения, которыепроникают в твою душу через эту дверь, и продолжай поклоняться Аллаху,обращаться к Нему с мольбой и возвеличивать Его. Ведь если бы тыуслышал, что кто-либо описывает Аллаха так, как наущает шайтан, то тыбыл бы готов убить его, представься тебе такая возможность.Следовательно, наущения шайтана нереальны, и это всего лишь мысли инашептывания, у которых нет основания.
Высказанные советы можно обобщить следующим образом:
1.Взывание о помощи к Аллаху и полное прекращение размышлений над этимимыслями, как это приказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха .
2. Поминание Аллаха и сдерживание души от следования за этими наущениями.
3.Усердное увлечение поклонением и выполнение приказов Аллаха, стремясь кЕго довольству. Если человек полностью и со всей серьезностью предаетсяпоклонению Аллаху, то, если так будет угодно Ему, он забудет онаущениях шайтана.
4. Частое обращение к Аллаху за помощью и мольба об избавлении от этих наущений.
Мы же просим у Аллаха для тебя благополучия и избавления от всего злого и недоброго!
Мы же просим у Аллаха для тебя благополучия и избавления от всего злого и недоброго!
См.: Аль-‘Усеймин М. Маджму‘ фатава ва расаил (1/57-60).