О пагубности каляма

Спросили Имама Абу Ханифу, да смилуется над ним Аллах: "Чтовы говорите о том, что ввели новое в разговор об органах и телах? Онответил: "Размышления философов. Я советую тебе держаться наследиядороги праведных предков и предостерегаю от всяких новшеств вубеждениях, поистине они “бид’а”". Приводит ибн К’удама в "Заму ат-таьвиль" стр. 245
Сказал Имам Малик ибн Анас, да смилуется над ним Аллах: "Япредостерегаю вас от новшеств (бид’а)", спросили его: "О Абу АбдуЛлах,а что за “бид’а”?". Он ответил: "Приверженцы “бид’а”,- это те, которыеговорят о Именах и Атрибутах Аллаха, и Речи Его, Знании Его, иМогуществе Его, и не останавливаются в разговоре там, где остановилисьСахабы и последовавшие за ними с искренностью". Приводит Багави, аз-Захаби.
Сказал Имам Малик ибн Анас, да смилуется над ним Аллах: "Ясчитаю не желательным "калям" в религии, и не переставали Ученые нашейместности считать так же, и отстранять от него; и это "калям"опирающийся на мнение Джахма и (разговоры) о предопределении, а так жевсе [1] что похоже на это. Я не люблю "калям", кроме того, за которымследует дело. А "калям" в религии и "калям" о Аллаха, здесь молчаниелучше...".
Имам Ибн ‘Абдул-Барр [2], да смилуется над ним Аллах, комментирует: "То,что сказал Малик, на этом мнении и в прошлом и в настоящем,- группаУченых из "Ахлю аль-Асар" и Фатвы, противоречили им, лишь приверженцынововведений, такие как м’утазилиты и другие секты, а "Джамаа" [3]всегда было на том, что сказал Малик". Книга Джамиу баян аль-‘Ильм" том 2 стр. 116.
Передается о Имаме Малике: “Передал ‘Абдуррахман бин Махди сказав: "Язашёл к Малику, когда у него находился какой-то мужчина, задававший емувопросы. Малик спросил его: “Должно быть, ты из числа последователей‘Амра бин Убайда ? Да проклянет Аллах ‘Амра бин Убайда, ибо он ввёл врелигию эту ересь (бид’а), относящуюся к “каляму”. Если бы “калям”являлся наукой, то сподвижники и их последователи обязательно говорилибы о нём, как они говорили об установлениях Шариата, однако “калям”“батыль” (т.е. несостоятелен) и указывает на “батыль”". Приводит Имам Багави в "Шарху Сунна" 1/217, так же Асфахани, Захаби.
ЗдесьИмам говорил о сути, “каляма” му`тазилитов [5], которая ничто иное как,постулаты, от которых они отталкивались рассуждая о Именах и АтрибутахАллаха, и которые унаследовали ашариты [6].
Сказал Имам Шафии, да смилуется над ним Аллах: "Встретить Аллаха с любым грехом кроме ширка, легче, чем встретить Его увлечённым “калямом”". Абу Хатим книга "Манакьиб аш-Шафии". 182 стр.
_____________________
[1]Эти слова Имама явно предостережение всем кто пожелает проложить путьпервых приверженцев "каляма", взяв себе за основы их рациональныеправила суждения о Аллахе и что Ему не подобает, отрицая ясные текстыКорана и Сунны, придавая им ложные значения.
[2] Имам БухариМагриба, Абу ‘Умар, Юсуф ибн ‘АбдуЛлах ибн Мухаммад ибн ‘Абдул-Барран-Намри аль-Куртуби аль-Малики. Имам Хадиса в свое время. Говорилаль-Баджи аль-Малики: “В Андалусии не было Имамов в Хадисе подобных Ибн‘Абдул-Барру”. Автор многих книг, из которых “Тамхид”, “Исти’аб”,“Джами баян аль-‘Ильм ва фадлихи”. Родился в 368 г. умер в 463 г.
[3]Возможно Ибн ‘Абдул-Барр имеет ввиду в этом выражении, Ахлю-Суннаваль-Джама’а, т.к. просто "Джама’а", является так же одним из эпитетов"Ахлю-Сунна".
[4] Один из основоположников секты му`тазилитов.
[5]Му’тазилиты ("обособившиеся", "отделившиеся") – представители первогокрупного направления в каляме, которое появилось между 105 и 110 г.х.Му’тазилиты получили свое наименование в связи с обособлением от кружкааль-Хасана аль-Басри его учеников Василя б. Ата и ‘Амра б. ‘Убейда.
[6]Ашаризм – это еще одно направление в каляме, возникшее в III веке помусульманскому летоисчислению. Эпонимом этой школы стал Абу аль-Хасаналь-Ашари, который долгое время был одним из величайшихученых-му’тазилитов. Впоследствии он отказался от этих воззрений иосновал свою школу каляма.
Абу Абдурахман ад-Дагестани