Запрет на некоторые деяния у могил
На начальном этапе формирования ислама посещение могил былозапрещено.Это объяснялось тем, что совсем немного времени отделялолюдей от эпохи невежества, и было необходимо защитить святость инеприкосновенность
единобожия. Когда же вера окрепла и утвердилась всердцах, когда люди ощутили ее величие, когда доказательства единобожиястали ясны, а связанные с язычеством сомнения развеяны, мусульманамбыло позволено
посещать могилы, причем цели таких посещений были строго определены и разъяснены.
Передают, что Бурейда б. аль-Хусайб рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Я запретил вам посещать могилы, но теперь посещайте их». «Сахих Муслим» (977)
Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк сказал: «Посещайте могилы, потому что они напоминают о смерти». «Сахих Муслим» (975)
Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Я запретил вам посещать могилы, но теперь посещайте их, потому что в них – назидание».«Муснад Ахмад» (3/38), «Мустадрак аль-Хаким» (1/531)
Передают, что Анас бин Малик рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Язапрещал вам посещать могилы. Слушайте же! Посещайте их, потому что онисмягчают сердце, заставляют глаза слезиться и напоминают
о последней жизни, но не говорите неприличные слова!». «Мустадрак аль-Хаким» (1/532)
Передают, что Бурейда рассказывал, что посланник Аллаха «Мирвам, обитатели могил из числа верующих и мусульман, и если пожелаетАллах, то мы тоже присоединимся к вам! Я прошу у Аллаха благополучиядля нас и для вас». «Сахих Муслим» (975)
Эти и другиепохожие хадисы указывают на то, что посещение могил было узаконено вшариате после того, как это было запрещено, ради достижения двух важныхцелей.
Во-первых, ради уменьшения интересак этому миру посредством поминания Последней жизни, смерти и тления, атакже ради извлечения урока из участи покойников. Все это укрепляетверу человека, усиливает его
убежденность, упрочняет его связь с Аллахом и побуждает его не отказываться от повиновения и не проявлять беспечность.
Во-вторых,ради мольбы за покойников, просьбы смилостивиться над ними, простить ихи проявить к ним снисхождение, поскольку это является добрым отношениемк ним.
Это подтверждается священными текстами, и есликто-либо заявляет о законности посещения могил ради других целей, то отнего требуется привести доводы и доказательства.
Суннасодержит запреты на совершение некоторых деяний у могил и во времяпосещения кладбищ. Целью этих запретов является защита единобожия и егонеприкосновенности, и каждый мусульманин обязан знать об этом,
чтобы уберечься от лжи и спастись от заблуждения.
К этим запретам относятся следующие:
обучал их говорить при посещении кладбищ:
1. Запрет на произнесение неприличных слов при посещении могил
Ранее мы уже упомянули хадис, в котором говорится: «…не говорите неприличные слова». Под неприличными словами подразумеваетсявсе, что запрещается шариатом, во главе с многобожием, котороепроявляется в обращении к покойникам в могилах с мольбой, всевозможнымипросьбами, молитвами о спасении, поддержке и благополучии. Эти поступки являются очевидным многобожием и явным неверием. До нас дошли многочисленные хадисы Пророка в которых содержится ясный запрет на это, в которых проклинаются всете, кто поступает так. В «ас-Сахихе» имама Муслима приводится хадисДжундаба бин Абдуллаха, который рассказывал, что слышал, как за пятьдней до смерти посланник Аллаха сказал: «Слушайте!Ваши предшественники превращали могилы своих пророков и праведников вхрамы. Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это».«Сахих Муслим» (532)
Обращение с мольбой и просьбами к мертвым, посвящение им обрядов поклонения – все это является проявлением великого многобожия.Что же касается проведения времени у могил, ожидания удовлетворениямольбы возле них, совершение намаза в мечети, в которой есть могила, тоэти деяния относятся к ереси и предосудительным поступкам.
В сборниках хадисов аль-Бухари и Муслима приводится хадис Аиши, в котором сообщается, что Пророк во время болезни, от которой он скончался, сказал: «Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!».«Сахих аль-Бухари» (1330), «Сахих Муслим» (531)
2. Жертвоприношение у могил
Еслиживотное закалывают или зарезают, чтобы принести его в жертвупогребенному в могиле человеку, в надежде, что он удовлетворит ихнужду, то это является проявлением великого многобожия. Если же жертвоприношение совершается с другим намерением, то оно относится к опасным еретическим поступкам, которые приводят к язычеству. Пророк сказал: «В исламе нет подрезания поджилок».[Когдаязычники собирались принести жертву идолам, они подрезали жертвеннымживотным поджилки, а затем закалывали их у своих идолов или могилпочитаемых ими людей.] Абд ар-Раззак же сказал: «Они приносили в жертву у могил коров и баранов».«Сунан Абу Давуд» (3222)
3,4, 5, 6, 7. Возвышение могилы посредством не только той земли, котораявышла из нее, побелка могилы гипсом, подписание ее, воздвижение на нейстроения, сидение на ней
Эти поступки являются ересью, попричине которой впали в заблуждение иудеи и христиане. В конце концов,все они тоже приводят к язычеству. Передают, что Джабир рассказывал: «Посланник Аллаха запретил белить
могилы гипсом, садиться на них, возводить на них строения, возвышать их над землей и делать на них надписи». Этот хадис передали Муслим, Абу Давуд и аль-Хаким.«Сахих Муслим» (970), «Сунан Абу Давуд» (3225), «Мустадрак аль-Хаким» (1/525)
8. Совершение намаза в направлении могилы или возле нее
Передают, что Абу Марсад аль-Ганави рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Не совершайте намаз по направлению к могилам и не садитесь на них». «Сахих Муслим» (972).
Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Вся земля является местом для совершения земных поклонов, кроме кладбищ и бань».Сунан Абу Давуд» (492), «Сунан ат-Тирмизи» (317). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.
9. Строительство мечетей на могилах
Эта ересь тоже относится к заблуждениям иудеев и христиан. Ранее мы уже отмечали, что в хадисе Аиши говорится: «Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!».
10. Устроение празднеств на могилах
Священныетексты содержат ясный запрет на совершение этого еретического поступка,причиняющего большой вред. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, чтопосланник Аллаха сказал: «Не устраивайте на моей
могилепразднеств и не превращайте свои дома в могилы. Испрашивайте для меняблагословения, где бы вы ни были, ибо ваши благословения достигают меня». Этот хадис передал Абу Давуд и Ахмад.«Сунан Абу Давуд» (2042), «Муснад Ахмад» (2/367)
[Варабском языке слово «празднество» («ид») получило такое название,потому что оно время от времени повторяется. К таким празднествамотносятся, например, праздник разговения и праздник жертвоприношения.Если человек каждый день посещает могилу посланника , чтобы поприветствовать его миром, то он словно устраивает на ней празднество. Посланник запретил поступать так и велел мусульманам молиться за егоблагословение и приветствовать его миром из любого места, потому что уАллаха есть странствующие ангелы, которые передают эти приветствияблагородному посланнику . Это обстоятельство свидетельствует о легкости мусульманской религии,ведь далеко не каждый мусульманин способен посетить Медину.]
11. Совершение путешествия ради посещения могилы
Поступатьтак запрещается, потому что в конечном итоге это может привести кязычеству. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк сказал: «Запрягать животных можно только для путешествия к трем мечетям: Заповедной мечети, мечети посланника и мечети аль-Акса». «Сахих аль-Бухари» (1189), «Сахих Муслим» (1397).