Вопрос 59.Являются ли прекраснейшие имена производными от всех атрибутов действия или же все имена Аллаха известны из ниспосланных откровен
Ответ.Нет, все имена Аллаха Всевышнего известны только из ниспосланных откровений, иЕго следует называть только так, как Он назвал Себя Сам в Своей Книге, или жетак, как называл Его, Его посланник, (с.г.с.),
Что же касаетсядействий Аллаха Всевышнего, о которых Он упоминает, то любое из них связано спохвалой и указывает на совершенство, однако не всё то, чем Аллах характеризуетСебя, может использоваться в качестве имени, и не от каждой такой характеристикимогут быть образованы имена.
С другой стороны,среди вышеупомянутых характеристик есть и такие, которые могут бытьиспользованы в качестве имени. Так, например, Аллах Всевышний сказал:
« Аллах - (Тот,) кто создал вас, потом наделил вассредствами к жизни, потом Он умертвит вас, потом оживит.»
Румы, 40
И Он действительноназывал Себя Творцом, Дающим средства к существованию, Оживляющим,Умерщвляющим и Управляющим.
Вместе с тем средидействий Аллаха, упомянутых Им Самим, есть и такие, которые совершались вкачестве воздаяния и которые в данном конкретном контексте заслуживают похвалыи свидетельствуют о совершенстве.
Так, например,Аллах Всевышний сказал:
«Поистине, лицемеры (пытаются) обмануть Аллаха, но этоОн обманывает[1]их!»
Женщины, 142.
«И они[2] пускались на хитрости,и Аллах (тоже) пошёл на хитрость[3] (, ведь) Аллах -лучший из прибегающих к хитростям![4]»
Семейство Имрана, 54.
Аллах Всевышнийтакже сказал:
«Они забыли Аллаха, и Он забыл их».
Покаяние, 67
Однако применятьвышеупомянутые атрибуты действия к Аллаху вне контекста соответствующих аятовнедопустимо. Так, например, нельзя говорить, что Всевышний прибегает к хитростям,обманывает, издевается или делает нечто подобное. Точно также недопустимоназывать его хитрецом, обманщиком или издевающимся, и ничего подобного никогдане скажет ни мусульманин, ни разумный человек вообще, ведь Аллах Всемогущий иВеликий не характеризовал Себя с помощью таких понятий как хитрость, козни илиобман, если не считать тех случаев, когда речь шла о возмездии людям,неправомерно прибегавшим к подобным вещам. Кроме того, известно, чтосправедливое возмездие за подобные действия рассматривается как доброе дело исо стороны сотворённого существа, так что же говорить о Всезнающем,Справедливом и Мудром Творце!
[1] На самом деле АллахВсевышний никогда и никого не обманывает. Имеется в виду, что Он делает так,что попытки обмана со стороны людей оборачиваются против них и получается так,что они обманывают сами себя.
[2] - Здесь речь идёт о техизраильтянах, которые не уверовали в Ису, мир ему.
[3] То есть: сделал так, чтоих хитрости ни к чему не привели. В соответствии с одним из толкований, здесьимеется в виду, что когда израильтяне решили распять Ису, мир ему, Аллахвместо этого заставил их схватить одного из его преследователей, похожего нанего, который и был распят.
[4] Иначе говоря, Он сильнееи проницательнее любого из них.