Вопрос 79. Является ли такой атрибут как слово сущностным атрибутом или атрибутом действия?
Ответ.С учётом связи слова с сущностью Аллаха Всемогущего и Великого и тогообстоятельства, что Всевышний характеризуется им, данный атрибут являетсятаким же сущностным атрибутом, как и знание Всевышнего, однако он является ещёи производным от Его знания и ниспосылается по знанию, ведь Аллах лучше всехзнает о том, что Он ниспосылает.
С учётом же тогообстоятельства, что эти слова произносятся по воле и желанию Аллаха, данныйатрибут является атрибутом действия.
Вот почему нашиправедные предшественники, да помилует их Аллах, говорили, что атрибут речиявляется одновременно и сущностным атрибутом, и атрибутом действия. АллахВсевышний, слава Ему, уже в предвечности и безначальности характеризовалсяэтим атрибутом, как продолжает характеризоваться и ныне, что же касаетсяпроизнесения Им слов и обращения со словами к кому-либо, то это зависит от Егоже желания и воли. Это значит, что Он произносит Свои слова, если пожелает, когдапожелает и как пожелает, предоставляя возможность услышать их, кому пожелает,и речь Аллаха является Его атрибутом, не ограниченным никакими рамками ипределами.
Аллах Всевышнийсказал:
«Скажи: "Будь (вода) моря чернилами для (записи)слов Господа моего, непременно иссякло бы море прежде чем иссякли бы словаГоспода моего, даже если бы мы добавили ещё столько же чернил».
Пещера, 109.
«И если бы (превратились) все деревья земли в перья,после чего к морю (добавились бы воды) ешё семи морей, то (и тогда) не иссяклибы слова Аллаха.»[1]
Лукман, 27
Аллах Всевышнийтакже сказал:
«Исполнилось слово[2] Господа твоего какистина[3] и (проявление)справедливости[4].Никто не (в силах) заменить слова Его[5], (ведь) Он - Слышащий,Знающий!»
Скот, 115
[1] Имеется в виду, что еслибы эти перья и чернила были использованы, то их не хватило бы для того, чтобыописать все слова Аллаха.
[2] Имеются в видуустановления и решения Аллаха.
[3] В данном случае подразумевается,что всё сказанное Аллахом является истиной. Имеется в виду также, что Аллахосуществил Свои обещания и угрозы, ниспослав Коран как новый религиозный закон,который отличается справедливостью, и посрамив лжецов.
[4] Указание на то, чтовеления и запреты Аллаха являются в высшей степени справедливыми.
[5] Здесь имеется в виду то,что Аллах пообещал уберечь Коран от всевозможных искажений. См. Аль-Хиджр, 9