Вопрос 92. Что такое чудеса пророков?
Ответ.Чудесами называются сверхъестественные явления, имеющие отношение к побуждениюи не имеющие себе аналогов в обычной жизни.
Среди них былитакие, которые можно было воспринимать с помощью чувств, иначе говоря, увидетьили услышать, примером чего может служить появление из скалы верблюдицы[1],превращение посоха в змею[2],наделение даром речи неодушевлённых предметов и так далее.
И есть среди нихчудеса духовного порядка, воспринимаемые посредством знания, например, такоечудо как Коран.
Что касается нашегопророка, (с.г.с.), то ему была дана способность совершения чудес всех видов, икакие бы чудеса ни совершал любой из прежних пророков, ему неизменнодаровалась способность совершать нечто наиболее великое в своём роде.
Среди чудес,которые были доступны чувственному восприятию людей, можно выделить такие, какраскалывание луны[3], стоны, издававшиесястволом пальмы[4], примеры того, как меж пальцевпророка, (с.г.с.), вода начинала бить ключом[5],сообщение о том, как заговорила баранья нога[6],сообщение о том, как пища начинала славить Аллаха[7],и многие достоверные сообщения о других его чудесах. Однако все они подобнычудесам, совершёнными прочими пророками,которые прекратились, когда время их закончилось, и от которых не осталось ничего,кроме воспоминаний. Что же касается вечного и непреходящего чуда, то имявляется Коран, такое чудо, которое не прекращается и о котором сказано:
«Не подступиться к нему лжи ни спереди, ни сзади (,ведь это —) ниспослание от Мудрого, Хвалимого!»
Разъяснены, 42.
[1] Имеется в виду чудопосланного к племени Самуд пророка Салиха, мир ему, у которого самудянепотребовали вывести из скалы верблюдицу в качестве знамения, подтверждающегоистинность его слов. В ответ на их требования из скалы действительно вышлаверблюдица огромных размеров, которой им было запрещено причинять какой-нибудьвред.
[2] Здесь указывается начудо Мусы, мир ему, который бросил на землю перед чародеями фараона свойпосох, превратившийся в змею.
[3] Об этом говорится вКоране ("Луна", 1) и сообщается в хадисе, приводимом аль-Бухари иМуслимом и передаваемом со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах,который сказал. "Мекканцы потребовали у посланника Аллаха показать им какое-нибудьзнамение, и он показал им, как раскололась луна ".
[4] Сообщение об этомприводится в хадисе, передаваемом альБуха-ри и ан-Наса'и со слов Джабира бинАбдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: "Устены мечети посланника Аллаха, (с.г.с.), направленной в сторону киблы, в своевремя лежал ствол
пальмы,на который посланник Аллаха, (с.г.с.), поднимался во время произнесенияпроповедей. Когда же был установлен минбар, мы услышали, что из этого стволаисходят звуки, подобные звукам, издаваемым стельной верблюдицей, (которые непрекратились) до тех пор, пока посланник Аллаха, (с.г.с.), не сошёл вниз и неположил на него руку ".
В другой версииэтого хадиса сообщается, что Джабир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:"...покаон не прижал его к себе, и тогда этот ствол принялся стонать подобно ребёнку,которого пытаются успокоить, и (постепенно) затих".
[5] Один из хадисов, вкоторых сообщается об этом, приводят аль-Бухари и Муслим со слов Джабира бинАбдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: В деньаль-Худайбийи* люди стали испытывать жажду. Что же касается посланника Аллаха,(с.г.с.), то перед ним находился небольшой сосуд с водой, которую ониспользовал для омовения, после чего люди стали подходить к нему. ПосланникАллаха, (с.г.с.), спросил: «Чеговы хотите?» Они сказали: "Опосланник Аллаха, у нас нет воды ни для омовения, ни для питья, если не считатьтой воды, которая находится в твоём сосуде!"" (Джабир) сказал: "Тогда пророк, (с.г.с.),опустил руку в этот сосуд, и вода меж пальцев его забила ключом, а мы напилисьи совершили омовение ".
Передатчик этогохадиса со слов Джабира спросил его: "Сколькоже вас было в тот день?" Он ответил: "Нам хватило бы воды, будь нас хоть сто тысяч, а было нас полторытысячи ".
*Аль-Худайбийа -место на границе харама Мекки, где мекканские идолопоклонники в 628 году преградилипуть пророку, (с.г.с.), и сопровождавшим его мусульманам, желавшим совершитьумру.
[6] Сообщение о заговорившейотравленной бараньей ноге, подаренной пророку, (с.г.с.), одной иудейкой послевзятия Хайбара, приводят аль-Бухари, Муслим и Абу Дауд, в версии которогосообщается, что когда посланник Аллаха, (с.г.с.), узнавший, что мясо отравлено,призвал её к себе и стал расспрашивать о том, кто это сделал, она спросила: "Кто сообщил тебе об этом?", -на что он ответил: «Та самая нога, которую я держу в своей руке...!»
[7] Сообщение об этомприводится в длинном хадисе, передаваемом аль-Бухари и ат-Тирмизи со словАбдуллаха бин Мас'уда, да будет доволен им Аллах, который, в частности, сказал:"Ия видел, как вода начинала бить ключом меж пальцев посланника Аллаха, (с.г.с.),и мы часто слышали, как пища начинала славить Аллаха, когда он ел её".